Псковский Вольный Институт
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
К сожалению, подростковый травматизм – актуальная проблема современной России. Статистика весьма неутешительна – ежегодно нарастает и тяжесть, и коли-чество травм, наиболее частые причины которых – драки, падения, ожоги, укусы животных, поражения электричеством, дорожные происшествия. Так, например, согласно статистике аварийности в РФ, подготовленной аналитическим отделом департамента ОБДД МВД, за 2007 год зарегистрировано 23 851 ДТП с участием детей до 16 лет, 1 116 детей погибло, 24 707 ранено. А ведь дорожный травматизм составляет не более 3% травматизма подростков.
Получение травмы – начало кардинальных изменений в жизни школьника и его близких. Госпитализация сопровождается целым комплексом неблагоприятных сопутствующих условий, среди которых А.Н. Исаев (2004), В.В. Николаева (1987), В.П. Немсадзе (1999), О.А. Дадаева, Р.Т. Скляренко, Н.Г. Травникова, 2003 отме-чают: психическую депривацию (сенсорную, социальную, эмоциональную) отрыв от семьи и друзей. Незнакомый детский коллектив, психогенную травматизацию из-за физической неполноценности и болезненного реагирования окружающих, родных, друзей; невозможность продолжать учебные занятия, изменение режима дня, болезненные медицинские процедуры и многое другое. От того, как пройдет психическая адаптация к условиям стационара и собственному посттравматиче-скому состоянию зависит не только работоспособность, потенциал дальнейшего восстановления, степень инвалидизации, но и динамика обучения, гармоничность развития личности подростка, успешность его интеграции в общество (О.А. Дадаева, Р.Т. Скляренко, Н.Г. Травникова, 2003).
Цель данного исследования – анализ личностных детерминант психической адаптации подростков, получивших физические травмы с целью оптимизации про-цесса их адаптации. В качестве испытуемых были взяты пациенты детского ортопедо-травматологического и детского соматического отделений, совокупная выбор-ка подростков составила 82 человека. В первую группу включены 52 человека, получившие тяжелые травмы опорно-двигательного аппарата (многочисленные переломы обеих ног, таза, травмы нижних отделов позвоночника) и находящиеся на длительном стационарном лечении с использованием специального оборудова-ния в отделении детской травматологии и ортопедии. Все они соблюдают категорический постельный режим: специальное иммобилизирующее оборудование и гипсовые повязки фиксируют положение тела, ограничивая движения даже в пределах кровати. 71,15 % – мальчики, средний возраст группы составил 12,24 года при разбросе от 11 до 14 лет. Верхняя граница обусловлена особенностями травматологического стационара: крупных, высоких, развитых учащихся 16-18 лет на-правляют во взрослое отделение, в связи с отсутствием необходимого полноразмерного оборудования.
В качестве сравнительной группы выступили пациенты детского соматического отделения, имеющие общие хронические заболевания и находящиеся на консер-вативном лечении, требующем регулярных госпитализаций. В выборку включены подростки, поводом госпитализации которых послужили обострения хронических заболеваний, а не плановые обследования. Мальчики составили 70 % второй группы, средний возраст 12,2 года при разбросе от 11 до 14 лет. Во вторую группу испытуемые отбирались по возрастному и половому параметрам, поскольку фактически пациенты соматического отделения отличаются: две трети пациентов – девочки, а средний возраст превышает 15 лет, это обусловлено сравнительно медленным течением хронических заболеваний.
На основе анализа литературы и в соответствии с поставленной целью был определен перечень исследуемых показателей, который выглядит следующим образом. Стили выхода из конфликтов и адаптивность. Особенности эмоциональной сферы: личностная тревожность; фиксация тревоги; ригидность аффекта. Особенности мотивационной сферы: потребность в одобрении; мотив достижения успеха; мотив избегания неудачи; направленность личности на себя; направленность на обще-ние; направленность личности на дело; экстернальность; интернальность; склонность к риску.
Методики исследования: методика стиль выхода из конфликтов (К.Н. Томас, 1973). Методики исследования эмоциональной сферы: опросник диагностики соци-ально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда (Д.Я. Райгородский, 2005). Опросник Мини-мульт, сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММРI (Д.Я. Райгородский, 2005). Методики исследования особенностей мотивационной сферы: Диагностика направленности личности ориентационная анкета Б. Баса (Е.П. Ильин, 2006). Потребность в одобрении по С. Марлоу – Д. Краун, русский вариант опросника разработан Ю.Л. Хани-ным. (Е.И. Рогов, 1999). Мотивация избегания неудачи и мотивация к успеху (Т. Элерс), а так же тест мотивации достижения (ТМД) А. Мехрабиана, в модификация М.Ш. Магомед-Эминова (Е.И. Рогов, 1996). Локализация контроля по Д.Б. Роттеру, модификация Е.Г. Ксенофонтовой (Е.Г. Ксенофонтова, 1999). Тест субъективной оценки риска RSK Р. Шуберта. (М. Котик, 1981).
Рассмотрим различия адаптивности травмированных подростков и их хронически больных сверстников на первой стадии госпитализации. Адаптивность в обеих группах представлена в первую очередь низкими значениями, что свидетельствует о возможной напряженности адаптационных механизмов и удлинении адаптаци-онного периода. Различия наполненности уровней оценили методом углового преобразования Фишера, обнаружены достоверные различия для обоих уровней (j* = 3,442, при р = 0,00). То есть способность к адаптации травмированных подростков выше таковой у хронически больных.
Проанализируем блок эмоциональной сферы. Выраженность высокого уровня личностной тревожности травмированных подростков в два раза более таковой хронически больных, в то время как наполненность низкого уровня одинакова. Получается, что травмированные школьники более склонны сомневаться в успехе лечения, тяжело переживать травму, хандрить и расстраиваться, чувствовать себя неудачниками. Проверка достоверности различий методом углового преобразова-ния Фишера показала достоверные различия для среднего и высокого уровней (j*сред = 4,900; при р = 0,00. j*высок = 4,699; при р = 0,00). Травмированные подро-стки демонстрируют достоверно более высокую личностную тревожность на первом этапе госпитализации.
При анализе уровневых характеристик по шкале ригидности аффекта складывается довольно четкая картина специфичности отделений: выраженность среднего уровня ригидности аффекта примерно одинакова для обеих групп, в то же время высокий уровень вообще не регистрируется в отделении соматики, а низкий уро-вень вдвое превышает таковой у травмированных подростков. Иначе говоря, хронически больные подростки не характеризуются ригидностью аффективных прояв-лений. Это может говорить о гибкости позиции, осторожности адекватном угасании эмоций. Отметим наличие высокого уровня ригидности аффекта практически у трети травмированных подростков, что, возможно, говорит о застревании в эмоциях, высокой критичности к окружающим, повышенном себялюбии. Такие подро-стки нуждаются в реальных своих достижениях, подтверждающих их престиж и значимость. Проверка достоверности различий методом углового преобразования Фишера показала достоверные различия для всех уровней (j*выс = 8,156; при р = 0,00. j*сред = 1,674; при р = 0,05. j*низ = 2,817; при р = 0,001). Таким образом, травмированные школьники более склонны к эмоциональной ригидности, застреванию на собственных неуспехах, упорному насаждению своих взглядов.
По шкале фиксации тревоги налицо яркое расхождение по уровню исследуемого признака. Представленность низкого уровня по травмированным подросткам в полтора раза больше. Приятно также отметить отсутствие высокого уровня фиксации тревоги по обеим группам. Проверка достоверности различий показала досто-верные различия для обоих уровней (j* = 5,289; при р = 0,00). Отметим превалирование боязливости и нерешительности по группе хронически больных подрост-ков. Травмированные школьники, наоборот, не склонны к фиксации тревоги, более эмоционально подвижны.
Проанализируем особенности мотивационной сферы, а именно результаты диагностики направленности личности. Отметим, что по группе травмированных школьников более всего учащихся ориентированы на общение – почти половина группы, а менее всего – на себя. Значительная доля группы (1/5) не имеет диффе-ренцируемой направленности личности, а четверть испытуемых ориентированы на дело. Совсем иная тенденция по отделению соматики. Здесь определяющей направленностью отметим «на дело» – почти половина испытуемых. В равной степени учащиеся направлены на общение и себя – чуть меньше четверти группы на каждую из шкал. Недифференцированная направленность личности в группе представлена незначительно.
Проверка достоверности различий показала достоверные различия для всех направленностей, за исключением направленности на себя (j*общение = 2,665; при р = 0,003. j*дело = 2,795; при р = 0,002. j*недифф= 1,911; при р = 0,028). Следовательно, обе группы госпитализированных подростков в равной степени отражают направленность на себя. В то же время группа травмированных более направлена на общение, тогда как группа хронически больных более направлена на дело. Возможно направленность на общение выступает косвенной детерминантой подросткового травматизма, побуждая совершать рискованные поступки для признания группой или под влиянием сверстников.
Рассмотрим показатели потребности в одобрении других. Высокий уровень в выборке отмечается незначительно, низкие показатели отмечены у четверти групп. Большая часть испытуемых показала средние результаты, распределение признака нормальное в обеих группах. Такие показатели свидетельствуют о незначитель-ном различии показателей и можно сделать вывод об однородности групп.
Обратим внимание на тенденцию к высокой мотивации на избегание неудач по группе травмированных подростков – кривая распределения несколько сдвинута вправо и имеет тенденцию к двувершинности. Возможно, это связано с их активностью, шумностью, подвижностью – а, следовательно, и большим нареканием со стороны взрослых. Тогда как большинство хронически больных подростков показывают средний уровень выраженности признака. Проверка достоверности разли-чий методом углового преобразования Фишера показала достоверные различия для среднего и низкого уровней (j*низ = 2,486; при р = 0,00. j*сред = 3,786; при р = 0,00). Следовательно, мотивация к избеганию неудач является специфическим признаком – достоверна тенденция к средним значениям по группе хронически боль-ных. В то время как мотивация к избеганию неудач по травматологическому отделению полярна, имеет два акцента – значительная выраженность как низкого, так и высокого уровней.
Мотивация на достижение успеха – однородны не только средние, но и уровневые показатели обоих отделений. Различия недостоверны. Следовательно, мотива-ция на достижение успеха не является специфичной по исследуемым группам.
Проанализируем локус контроля. Внешний локус контроля значительно превалирует по обоим отделениям. Иначе говоря, и травмированные, и хронически боль-ные подростки склонны считать причиной своих поступков внешние обстоятельства, делегировать ответственность за себя другим людям и судьбе. Это может иметь следствием неуверенность в себе, подозрительность или тревожность, сниженную успешность деятельности. Возможно, высокая экстернальность играет определенную роль и в общем отношении к своему здоровью. Также это может привести к несвоевременному оказанию первой медицинской помощи при травме, приступе, что утяжеляет течение заболеваний, осложняет травмы.
Проверка достоверности различий частных результатов критерием U- Манна-Уитни показала достоверность различий при р = 0,05 (U = 602). Таким образом, внешний локус контроля группы травмированных подростков достоверно выше сравниваемой. Такая особенность группы так же, как и склонность к риску пред-ставляет собой детерминанту получения травмы. Высокий уровень экстернальности говорит о склонности переносить ответственность за свою деятельность исклю-чительно внешним условиям.
Таким образом, к особенностям мотивационной сферы травмированных подростков отнесем яркую выраженность направленности на общение, которая может по-служить основой для построения адаптационной программы. А также значительное превалирование внешнего локуса контроля, что может представлять собой кос-венную причину травматизма подростков. Хронически больные подростки также отличаются тенденцией к крайним значениям по шкале мотивации к избеганию неудач.
При анализе стиля выхода из конфликтных ситуаций видим, что наиболее популярным стилем в группе травмированных подростков является приспособление. В группе хронически больных стиль приспособление представлен лишь у 6,67 % выборки. Вероятно, это связано с высокой зависимостью травмированных подрост-ков от окружающих. Для группы хронически больных наиболее популярный стиль – сотрудничество. Среди группы травмированных подростков стиль сотрудниче-ства выражен у четверти опрошенных. Вторыми по популярности стилями группы травмированных подростков фиксируются сотрудничество и избегание (по 26,92 %). В группе хронически больных этот стиль предпочитают 10 %. Вторым по популярности стилем группы хронически больных является компромисс – 26,66 %. В группе травмированных подростков этот стиль выявлен у 1,93 % группы. Наименее популярен в группе хронически больных стиль соперничества, 6,67 %, в группе травмированных подростков представлен 11,54 %. Достоверно различаются по методу углового преобразования Фишера все стили, за исключением соперничества. j*сотруд = 3,449; j*комп = 5,813; j*избег = 3,212; j*присп = 4,979; при р = 0,00. Таким образом, хронически больные школьники менее всего склонны разрешать конфликты открытым противостоянием, и более всего склонны к сотрудничеству. Итак, подростки различается стилевыми особенностями выхода из конфликтных ситуаций.
Как показывают результаты корреляционного анализа, личностные детерминанты психической адаптации представляют собой комплексное, системное образова-ние. Основным ядром в структуре детерминант является комплекс «адаптивность – направленность на себя – направленность на общение – сотрудничество как стиль выхода из конфликтов». Системообразующими характеристиками выступают показатели адаптивности, направленности на общение. Таким образом, при составлении программ адаптации особое внимание следует уделять активности подростков, их деятельности и общению. А значит особое значение приобретают учебные занятия травмированных школьников. Учебная деятельность, организованная с учетом этих особенностей позволяет активизировать учащихся, направить и разнообразить их общение, развить сотрудничество и взаимопомощь, столь необходимые для тяжело травмированных школьников.
Опосредованными в этом комплексе детерминант выступают три группы показателей. Это «приспособление – личностная тревожность – нервно-психическая ус-тойчивость»; «мотив достижения успеха – избегание конфликтов»; «компромисс – направленность на дело – уверенность – возраст». В этих цепочках отметим узловые переменные: личностную тревожность, мотив достижения успеха, направленность на дело. Следовательно, снижение тревожности, повышение мотивации на достижение успеха позволит оптимизировать адаптацию подростков. Обе эти задачи так же позволяет решить специально организованная учебная деятельность.
Таким образом, основными личностными детерминантами психической адаптации являются: нервно-психическая устойчивость, эмоциональная возбудимость. Направленность личности и мотивация достижении успеха – избегания неудач, уверенность в себе и стиль выхода из конфликтных ситуаций.
Похожие статьи:
|