Ижевская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В Ижевской государственной медицинской академии подготовка студентов на факультете высшего сестринского образования (ВСО) ведется с 1997 года по заочной форме обучения. Преподавание биохимии студентам ВСО осуществляется во втором семестре и имеет ряд особенностей, которые обусловлены заочной формой обучения и небольшим количеством часов аудиторных (10 лекционных и 32 практических) занятий. В связи с этим важное значение при изучении биохимии приобретает блок теоретического самообучения студентов в межсессионный период, на что отводится 140 часов. Одним из элементов самообучения является выполнение курсовой работы, которое вошло в практику преподавания биохимии на факультете ВСО с 1999-2000 учебного года. На кафедре разработан обширный список тем курсовых работ. В последние годы тему работы кафедра предлагает адресно с учетом особенностей профессиональной деятельности студента. Например, студентке – медсестре отделения переливания крови предлагается тема «Белки плазмы крови», медсестре родильного отделения – «Особенности обмена билирубина у новорожденных». Это позволяет набрать материал для раздела собственных исследований на базе той же клиники, где работает студент. Тему курсовой работы студенты получают в последнюю неделю установочной сессии, примерно за 4 месяца до начала занятий на кафедре биохимии, встречаются с руководителями и обсуждают план работы. Каждый преподаватель кафедры курирует, как правило, одну курсовую работу, ежегодно на кафедре выполняется 6-8 работ. Защита всех курсовых работ проводится за 1-2 дня до экзамена в присутствии декана факультета, заведующего и всех преподавателей кафедры биохимии. Оценка за курсовую работу приравнивается оценке за экзамен. Критериями оценки являются умение использовать программные знания по биохимии, качество и объем собственных исследований, оформление работы, умение обобщать полученные результаты в виде схем, таблиц, графиков и рисунков, использование новейших литературных данных в исследуемой области. Средний балл за курсовые работы и за экзамен составлял, например, в 2002-2003 учебном году соответственно 4,3 и 3,6. Курсовая работа является достаточно эффективной формой проблемного обучения. Студенты в процессе выполнения работы более глубоко знакомятся с изучаемой проблемой, ищут и находят методические пути её решения, непосредственно участвуют в проведении экспериментов, учатся анализировать результаты экспериментов и клинико-лабораторные данные. Курсовая работа является существенным звеном в познании молекулярных основ патологии, позволяющим соединить фундаментальные знания биохимии, результаты клинико-лабораторных исследований и клинические проявления патологии в единую логическую цепь. Курсовая работа дает много ценного не только студенту, ее выполнившему, но и кафедре. Впоследствии материалы курсовых работ (логические схемы, таблицы, графики, интересные результаты исследований) широко используются в учебном процессе на всех факультетах.