Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ЧТО ВЫШЕ – СОВЕСТЬ ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ВРАЧА?

Печать E-mail
Автор Е.В. Куцопал   
14.05.2010 г.
Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра философии с курсами культурологии, биоэтики и отечественной истории

Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 68-й научной итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 20-22 апреля, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой

Посмотреть титульный лист сборника

Скачать сборник целиком (1,5 мб)

 

В медицине многие годы существовали взаимоисключаю¬щие взгляды на равенство пациентов и их прав. С одной стороны, в соответствии с Женевской декларацией Всемирной Медицинской Ассоциации врачам было запрещено, «чтобы возраст, болезни или ин¬валидность, вероисповедание, национальность, пол, политические предпочтения, раса, сексуальная ориентация или социальное положение пациента влияли на выполнение врачебного долга» [1]; с другой стороны, врачи оставляли за собой право отказать в приеме пациенту за исключением необходимости экстренной помощи. Причинами отказа могут быть загруженность или недостаток знаний. Не объясняя причин своего отказа, врач может с легкостью фактически дискриминировать пациентов. При этом он не будет уличён в нарушении профессиональной этики. Международный кодекс ВМА по медицинской этике предпо¬лагает, что единственным поводом для прекращения отношений врача и па¬циента может стать необходимость во враче с другими способностями: «Врач обязан быть максимально предан па¬циенту и использовать на его благо все свои научные знания. Если осмотр или лечение больного выходят за рам¬ки компетенции врача, он должен при¬гласить другого специалиста с требуемыми навыками» [1].
Однако, как показывает практика, медицинские работники пользуются правом отказать пациенту гораздо чаще. Вот только некоторые примеры: в США водители санитарной машины отказались транспортировать пациентов для абортов, клиника изобилия отказалась помогать веселой женщине, фармацевт отказался выдавать пилюли жертве насилия, некоторые нацистские доктора отказались убивать своих пациентов и др. Безусловно, некоторые поступки врачей являются поистине героическими (например, действия нацистских врачей), но в большинстве случаев отказ медицинских работников исполнять свои профессиональные обязанности является нарушением принципов биоэтики: принципа справедливости, «не навреди», «делай благо» и принципа уважения автономии пациента. Принцип уважения автономии опирается на представление о том, что человеческая личность самоценна независимо от каких бы то ни было привходящих обстоятельств. Одновременно он является и конкретным выражением этого представления. Согласно деонтологической этике Канта, уваже¬ние автономии проистекает из признания того, что каждый че¬ловек есть безусловная ценность и, следовательно, он в состоя¬нии сам определять собственную судьбу.
Растущее число профессионалов теперь утверждает право совести, право отказаться делать то, что, по их мнению, является безнравственным, и сделать так безнаказанно. Такие заявления появились 40 лет назад, когда некоторые доктора и медсестры требовали права отказаться исполнять (или помогать в выполнении) аборт. С тех пор другие медицинские работники заявляют о своем праве на совесть. «Добросовестные отказы фармацевтов» стали настолько широко распространенными, что некоторые правительства вмешались от  имени пациентов. В 2005 году «губернатор штата Иллинойс Род Р. Блогоджевич зарегистрировал закон, требующий от аптек штата Иллинойс освободиться от таких предписаний немедленно и без вопросов» [2].
Хотя многочисленные люди критиковали этих медицинских работников, немногие открыто бросили вызов этому «праву совести». Скорее, они утверждали, что представители таких профессий должны установить механизмы, которые гарантировали бы, что люди (обычно женщины), нуждающиеся в здравоохранении, не будут встречать препятствий и будут получать качественное и своевременное обслуживание.
Вероятно, это обусловлено проявлением частной совести, которая свойственна каждому человеку. Кому отдать донорский орган: асоциальному реципиенту, готовому к операции, или действительно нуждающемуся в нем человеку; оперировать или нет убийцу маленьких детей, делать аборт, который, по сути, является убийством? Часто такие вопросы мучают врачей. Как поступить, когда совесть говорит одно, а профессиональный долг совершенно противоположное? Может ли врач отказаться совершать любое действие, которое считает аморальным, даже если бездействие повлечет за собой тяжелые последствия (т.е. воспользоваться дисквалифицированным правом совести)?
Возможно, выходом из подобного рода ситуаций может быть использование права квалифицированной совести. То есть медицинские работники могут быть освобождены от некоторых своих обязанностей по личной просьбе, при условии, что они смогут обосновать свое решение для себя, для пациента, и, при необходимости, для третьей стороны, а так же согласились бы выполнять альтернативную работу. Такое решение представляется достаточно вероятным и выполнимым.
Приемлемым способом разрешения конфликта совесть – долг является переход отношений врач – пациент на контрактную (договорную) основу. Соглашение (контракт) между двумя сторонами должно быть взаимовыгодным - то есть учитывать не только пожелания пациента, но и моральные убеждения врача. В контракт представлены два индивида или две группы людей, кото¬рые действуют на основе взаимных обязательств. Они ожи¬дают от взаимодействия взаимной выгоды. Модель контрактного типа обеспечивает подлинное разделение морального авторитета и ответственности, в ней исключа¬ется отказ от морали со стороны пациента. Эта модель позволяет избежать ложного и неконтролируемого равенства. В модели контрактного типа врач осознает, что в случае значимого выбора за пациентом должна сохранять¬ся свобода управления своей жизнью и судьбой. В случае, если врач не может жить «в согласии со своей совестью», вступив в контрактные отношения с пациентом, контракт может быть расторгнут. Врач оказывает помощь в соответствии с ценностными ориентациями больного, и у вра¬ча, и у пациента — уверенность в моральной чистоплотности друг друга.
И, наконец, немаловажным  считается оказание психологической помощи медицинским работникам.
Умение подчинить себя интересам больного, милосердие и самоотверженность — это не только и не просто заслуживающие уважения свойства личности врача, а свидетельство его профессионализма.

Список литературы:
1.    Руководство по медицинской этике / Под ред. Ю. М. Лопухина, Б. Г. Юдина, Л. А. Михайлова. – М. : ГЭОТАР - Медиа, 2006. – 150 c.
2.    LaFollette E., LaFollette H. Private conscience, public acts // Journal of Medical Ethics. –2007. – № 33. – P. 250.
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99