Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра философии с курсами культурологии, биоэтики и отечественной истории
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 68-й научной итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 20-22 апреля, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
В медицине многие годы существовали взаимоисключаю¬щие взгляды на равенство пациентов и их прав. С одной стороны, в соответствии с Женевской декларацией Всемирной Медицинской Ассоциации врачам было запрещено, «чтобы возраст, болезни или ин¬валидность, вероисповедание, национальность, пол, политические предпочтения, раса, сексуальная ориентация или социальное положение пациента влияли на выполнение врачебного долга» [1]; с другой стороны, врачи оставляли за собой право отказать в приеме пациенту за исключением необходимости экстренной помощи. Причинами отказа могут быть загруженность или недостаток знаний. Не объясняя причин своего отказа, врач может с легкостью фактически дискриминировать пациентов. При этом он не будет уличён в нарушении профессиональной этики. Международный кодекс ВМА по медицинской этике предпо¬лагает, что единственным поводом для прекращения отношений врача и па¬циента может стать необходимость во враче с другими способностями: «Врач обязан быть максимально предан па¬циенту и использовать на его благо все свои научные знания. Если осмотр или лечение больного выходят за рам¬ки компетенции врача, он должен при¬гласить другого специалиста с требуемыми навыками» [1].
Однако, как показывает практика, медицинские работники пользуются правом отказать пациенту гораздо чаще. Вот только некоторые примеры: в США водители санитарной машины отказались транспортировать пациентов для абортов, клиника изобилия отказалась помогать веселой женщине, фармацевт отказался выдавать пилюли жертве насилия, некоторые нацистские доктора отказались убивать своих пациентов и др. Безусловно, некоторые поступки врачей являются поистине героическими (например, действия нацистских врачей), но в большинстве случаев отказ медицинских работников исполнять свои профессиональные обязанности является нарушением принципов биоэтики: принципа справедливости, «не навреди», «делай благо» и принципа уважения автономии пациента. Принцип уважения автономии опирается на представление о том, что человеческая личность самоценна независимо от каких бы то ни было привходящих обстоятельств. Одновременно он является и конкретным выражением этого представления. Согласно деонтологической этике Канта, уваже¬ние автономии проистекает из признания того, что каждый че¬ловек есть безусловная ценность и, следовательно, он в состоя¬нии сам определять собственную судьбу.
Растущее число профессионалов теперь утверждает право совести, право отказаться делать то, что, по их мнению, является безнравственным, и сделать так безнаказанно. Такие заявления появились 40 лет назад, когда некоторые доктора и медсестры требовали права отказаться исполнять (или помогать в выполнении) аборт. С тех пор другие медицинские работники заявляют о своем праве на совесть. «Добросовестные отказы фармацевтов» стали настолько широко распространенными, что некоторые правительства вмешались от имени пациентов. В 2005 году «губернатор штата Иллинойс Род Р. Блогоджевич зарегистрировал закон, требующий от аптек штата Иллинойс освободиться от таких предписаний немедленно и без вопросов» [2].
Хотя многочисленные люди критиковали этих медицинских работников, немногие открыто бросили вызов этому «праву совести». Скорее, они утверждали, что представители таких профессий должны установить механизмы, которые гарантировали бы, что люди (обычно женщины), нуждающиеся в здравоохранении, не будут встречать препятствий и будут получать качественное и своевременное обслуживание.
Вероятно, это обусловлено проявлением частной совести, которая свойственна каждому человеку. Кому отдать донорский орган: асоциальному реципиенту, готовому к операции, или действительно нуждающемуся в нем человеку; оперировать или нет убийцу маленьких детей, делать аборт, который, по сути, является убийством? Часто такие вопросы мучают врачей. Как поступить, когда совесть говорит одно, а профессиональный долг совершенно противоположное? Может ли врач отказаться совершать любое действие, которое считает аморальным, даже если бездействие повлечет за собой тяжелые последствия (т.е. воспользоваться дисквалифицированным правом совести)?
Возможно, выходом из подобного рода ситуаций может быть использование права квалифицированной совести. То есть медицинские работники могут быть освобождены от некоторых своих обязанностей по личной просьбе, при условии, что они смогут обосновать свое решение для себя, для пациента, и, при необходимости, для третьей стороны, а так же согласились бы выполнять альтернативную работу. Такое решение представляется достаточно вероятным и выполнимым.
Приемлемым способом разрешения конфликта совесть – долг является переход отношений врач – пациент на контрактную (договорную) основу. Соглашение (контракт) между двумя сторонами должно быть взаимовыгодным - то есть учитывать не только пожелания пациента, но и моральные убеждения врача. В контракт представлены два индивида или две группы людей, кото¬рые действуют на основе взаимных обязательств. Они ожи¬дают от взаимодействия взаимной выгоды. Модель контрактного типа обеспечивает подлинное разделение морального авторитета и ответственности, в ней исключа¬ется отказ от морали со стороны пациента. Эта модель позволяет избежать ложного и неконтролируемого равенства. В модели контрактного типа врач осознает, что в случае значимого выбора за пациентом должна сохранять¬ся свобода управления своей жизнью и судьбой. В случае, если врач не может жить «в согласии со своей совестью», вступив в контрактные отношения с пациентом, контракт может быть расторгнут. Врач оказывает помощь в соответствии с ценностными ориентациями больного, и у вра¬ча, и у пациента — уверенность в моральной чистоплотности друг друга.
И, наконец, немаловажным считается оказание психологической помощи медицинским работникам.
Умение подчинить себя интересам больного, милосердие и самоотверженность — это не только и не просто заслуживающие уважения свойства личности врача, а свидетельство его профессионализма.
Список литературы:
1. Руководство по медицинской этике / Под ред. Ю. М. Лопухина, Б. Г. Юдина, Л. А. Михайлова. – М. : ГЭОТАР - Медиа, 2006. – 150 c.
2. LaFollette E., LaFollette H. Private conscience, public acts // Journal of Medical Ethics. –2007. – № 33. – P. 250.