Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра философии с курсами культурологии, биоэтики и отечественной истории
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 68-й научной итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 20-22 апреля, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Прогресс в различных сферах достигается путем исследований, экспериментов, это касается и медицины. Без клинических тестирований медицина не смогла бы добиться такого успеха в своем развитии. Поэтому клинические исследования - важное условие развития этой сферы. Но их проведение вызывает в обществе неоднозначную оценку, особенно, если это касается детей. Возникает множество вопросов: чем обоснованна необходимость проведения исследований на детях? Важны ли предполагаемые результаты? Будут ли получены ответы на поставленные вопросы? Оправдывается ли риск, которому подвергается пациент, и не нарушаются ли права участников исследований при получении согласия и в течении всего исследования? При этом надо помнить, что несмотря на все трудности, прогресс в лечении детей не может быть достигнут без исследований на данной возрастной группе, а результаты таких работ могут иметь большое значение. Главным в проведении всех исследований должно оставаться то, что научная ценность получаемых результатов в ходе клинических исследований должна быть уравновешена соблюдением этических норм, направленных на защиту каждого испытуемого, участвующего в подобных исследованиях.
Так же надо учитывать, что риск, которому подвергается пациент, всегда должен оправдываться ожидаемой пользой для субъекта и по меньшей мере являться настолько же благоприятным, как при любом другом возможном подходе.
Результаты исследований на взрослых не всегда применимы в педиатрии, ведь существуют такие детские заболевания, которые не имеют аналогов у взрослых. Но при этом требуют решения в вопросе их профилактики и лечения. Еще одна из причин – реакция на различные препараты или же методы лечения у детей, которая может быть совершенно не похожа на то, что мы видим у взрослых. Поэтому применение того или иного лекарственного препарата зависит от возраста пациента. Например, фенобарбитал оказывает седативный эффект у взрослых, при этом у детей он может вызывать возбуждение. К тому же дети могут плохо переносить некоторые лекарства, потому что они неприятны на вкус, либо их просто трудно проглотить. Возможно, это требует разработки новых форм препаратов, удобных в применении. А главное, многие болезни взрослых берут начало в более раннем возрасте. Поэтому изучение заболеваний детей могут стать основами в профилактике болезней, что может иметь большое значение для здоровья общества в целом. Но проведение исследований весьма осложняется тем, что возникает множество проблем, особенно, если это касается детей. С методологической стороны в некоторых случаях исследования направляются на изучение и нахождение более успешного метода лечения таких хронических заболеваний, частота проявления которых у детей значительно меньше, чем у взрослых. К примеру, детские формы артрита наблюдаются довольно редко, это создает трудности для составления данных об эффективности лечения.
Так же важна защита пациента с этическиой и юридической стороны, особенно в данном случае, когда участник относится к уязвимой группе. Существуют юридические нормы, регулирующие вопрос проведения клинических исследований с участием детей. С этой стороны, проведение клинических исследований опирается на Хельсинскую декларацию (2001г.), Конституцию РФ, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 (с изменениями от 20 декабря 1999 г.), Федеральный Закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», Отраслевой стандарт ОСТ 42-511-99 «Правила проведения качественных клинических испытаний в РФ» (утверждено МЗ РФ от 29 декабря 1998 г.) и приказы и инструкции Минздрава РФ [1].
Соблюдение этических норм регулируется специально созданными Этическими комитетами. Они контролируют соблюдение прав участников исследования, в данном случае детей. Их цель – защита здоровья, прав пациента во время проведения исследований, оценка обоснованности исследования и важности предполагаемых результатов. В состав комитета, для более четкого оценивания ситуации, возможно, следует ввести эпидемиологов, фармакологов, а так же адвокатов, священников, в зависимости от местного законодательства, культуры, религии, этнической принадлежности пациента, и решения местных или национальных комитетов этики исследования.
Комитеты следят за тем, чтобы согласно нормам набор пациентов предполагал добровольное информированное согласие, при этом запрещается какое-либо воздействие на возможных участников. Для участия в исследовании необходимо согласие родителей или же юридических опекунов. Пациенты так же должны участвовать в принятии решения соразмерно своему развитию и предоставлять по возможности свое согласие. Но возникают проблемы: начиная с какого возраста можно учитывать мнение ребенка, и с какого момента он имеет право самостоятельно принимать решение по поводу согласия?
Юридически пациенты, достигшие возраста 10 лет, вправе выражать свое мнение при решении вопроса, затрагивающего его интересы. Вопрос, касающийся самостоятельности принятого решения, по-видимому, наиболее сложный. Проблемы получения информированного согласия у детей направлены, прежде всего, на защиту прав ребенка. Нюрнбергский кодекс 1947 г. гласит, что «согласие должно быть получено от самого участника исследования и что исследователи должны лично убедиться в том, что никакого необоснованного риска не существует». В настоящее время право на добровольное согласие имеют подростки, достигшие 15 лет.
Еще одна проблема: формулировка информации. Ведь порой даже взрослому достаточно трудно понять предоставленную информацию. Она должна предоставляться на доступном для понимания детьми языке с учетом их возраста и содержать вопросы, касающиеся их здоровья, ожидаемых диагностических либо лечебных вмешательств, основных целей исследования. Иногда на решение может влиять и окружающая обстановка, возможно, поэтому необходимо уменьшить состояние дискомфорта, предоставив пациентам, возможность ознакомится с информацией об исследовании в привычных для них условиях, к примеру, дома. Это помогло бы им сконцентрироваться и основательно обдумать решение, исключить какое-либо воздействие извне. Так же этические комитеты изучают основы, на которых базируется исследование (возможно ранние исследования на животных либо взрослых пациентах), оценивают риск в соотношении с ожидаемым результатом, и уровень его минимизации. Такое четкое отслеживание способствует более успешному проведению различных клинических исследований с участием детей и позволяет избежать большого количества проблем в течение исследования. Сами исследования заполняют знаниями существующие пробелы в педиатрической практике, помогают в планировании и проведении дальнейших исследований на должном уровне. Те, кто занимается лечением детей, обязаны постоянно совершенствовать это лечение. Один из путей достижения данной цели лежит через проведение научных исследований, однако для того, чтобы исследования были успешными, а также для преодоления проблем, о которых было сказано выше, все: и педиатры, и родители, и дети - должны осознать их исключительную важность.
Список литературы:
Власова, И. Правовые аспекты клинических исследований лекарственных препаратов с участием детей [ Электронный ресурс ] / И. Власова. - Электрон. дан
|