Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра философии с курсами культурологии, биоэтики и отечественной истории
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 68-й научной итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 20-22 апреля, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Одной из важных проблем в современной биоэтике является проблема искусственного аборта. Правильно ли то, что аборты легализованы? Как при этом нарушаются права матери и эмбриона? Почему в современном обществе все больше и больше женщин идут на такой страшный шаг, как аборт? Что подталкивает их к такому решению?
Те, кто выступает за искусственный аборт, и те, кто выступает против, приводят большое количество аргументов, но все они исходят из определения автономии матери и не рожденного ребенка.
Автономия - свод законов, регулирующих права и обязанности пациентов. Так со времени первого русского уголовного кодекса 1832 г. до 1917 г. изгнание плода квалифицировалось как вид смертоубийства. Но после 1917 г. в России относительно абортов в законодательстве произошли изменения.
18 ноября 1920 г. в России вступает в силу Постановление Наркомздрава и Наркомюста, которое полностью легализует искусственный аборт: “Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается ей максимальная безвредность”. Россия становится первой страной мира, где женщины и врачи полностью освобождаются от уголовной ответственности за производство абортов. Однако в 1936 г. аборты в стране запрещаются, но уже в 1955 г. их вновь легализуют, что сохраняется до сих пор.
Запрет или разрешение абортов законодательством не приводит к их численному сокращению. Легализация лишь уменьшила число незаконных операций, осуществляемых вне медицинских учреждений, а также риск, которому подвергали себя женщины, так как незаконные операции в большинстве случаев проводятся в антисанитарных условиях, что может привести к различным осложнениям в будущем.
Сам по себе аборт, где бы он ни производился, причиняет сильную психологическую травму женщинам, осмелившимся на такой шаг. Изначально это принятие решения, сопровождающееся чувством страха и неопределенностью, а затем самочувствие после произошедшего, которое уже несет душевную опустошенность. Так все же зачем женщины идут на аборт?
Возможно, это связано с материальной неустойчивостью, в которой находится в данный момент супружеская пара, а, по их мнению, родившийся ребенок лишь усложнит ситуацию. Печально, что они не рассматривают тот момент, что ребенок наоборот принесет в дом радость, восторг и, возможно, жизнь начнет бить новым ключом. Большинство женщин совершают аборты из-за того, что им придется растить будущего ребенка одним. А если это молодая девушка, которая не имеет ни образования, ни стабильного заработка? Многие супружеские пары делают выбор в сторону аборта, после того, как узнают, что малыш страдает какими-либо психическими заболеваниями, или имеет внешние изменения. К такому решению их опять-таки подталкивает боязнь перед еще большей ответственностью, да и мечта об идеальном ребенке как-то не совпадает с реальностью. Хотя и в таких ситуациях бывают исключения. Например, Лайза Чемберлен, 25-летняя женщина, беременная сиамскими близнецами, отказалась делать аборт и решилась произвести на свет ребенка с двумя головами. В этом решении, принятие которого было сложным моментом, ее поддержал жених. Супружеская пара знает, что будет сложно, но рождение долгожданного ребенка превыше всего. Они знают, что жизнь изменится, но изменится лишь в лучшую сторону, так как ребенок, как бы он ни выглядел, принесет счастливые моменты в их жизнь.
Нерожденные дети, убитые еще в утробе матери, что могли они принести в этот мир? Как бы сложилась их жизнь, если бы родители приняли другое решение?
В известной Американской конвенции о правах человека 1969г. говорится: “Каждый человек имеет право на уважение его жизни. Это право защищается законом (и, как правило) с момента зачатия. Никто не может быть произвольно лишен жизни” [1].
Новое человеческое существо, растущее в теле женщины, не является ее телом. Это совершенно другой организм, имеющий ряд отличительных признаков: В большинстве случаев беременностей эмбрион относится к мужскому полу и имеет отличающиеся от матери биохимические показатели крови, а его геном всегда уникален и отличен от генома родителей. Таким образом, уже по этим показателям можно сказать, что это совершенно новый организм, который уже в утробе матери имеет перед собой одну главную цель- это появиться на свет.
Кроме того, развитие ребенка зависит от среды и пищи, которые обеспечивает ему вынашивающая мать, но эта ответственность лежит на матери и окружающих ее людях. В итоге необходимо отметить особенность морального статуса развивающегося организма, который отличается от морального статуса взрослого человека. Это беззащитность формирующейся жизни. Она не может защититься от насилия, от несправедливых решений. Именно эта особенность начальной стадии человеческой жизни повышает меру нашей ответственности за нее. Чем беззащитней существо, тем более оно нуждается в защите. Убитый эмбрион мог быть не только чьим-то ребенком или внуком, но мог быть и лучшим другом, и одногруппником, мужем или женой, мамой или папой, бабушкой или дедушкой. Убивая развивающийся организм на самой первой его стадии жизни, мы лишаем его самой этой жизни, лишаем будущих желаний, надежд, целей. Убийство на эмбриональной стадии посредством аборта приравнивается убийству взрослого человека, но последнее отличается тем, что человек достиг уже каких-то целей в жизни, испытал радость, печаль, восторг и еще массу различных эмоций.
Нерожденные дети могли бы стать деятелями культуры, политиками, врачами, учеными и т.д. Они могли бы принести в мир что-то новое, улучшить наши культурную, политическую и социальную сферы. Давайте представим, что не было бы Ф.М.Достоевского, В.В.Путина, С.Дали, Петра I, список можно перечислять до бесконечности, но в итоге жили бы мы совершенно по-другому, может лучше, а может хуже. Главное ведь то, что эти люди жили и живут, кто-то с ними был знаком, кто-то читал их книги или слушал музыку, ими сочиненную. И таких людей могло быть еще больше. Я согласна, что не все становятся видными деятелями, кто-то живет обычной жизнью, но и у этих людей есть свои таланты, в конце концов, у них есть семьи, дети. Да и просто они видят окружающий мир, который наполнен таким большим количеством разнообразных и интересных вещей. Убитые же эмбрионы не могут насладиться даже этим.
В США в штате Миннесота живут две сестры Абигейл и Бриттани Хензел. Они 18-летние близнецы-дицефалы. Когда-то их родителям врачи сказали, что дети после рождения вряд ли переживут даже свою первую ночь. Но супруги все же отказались делать аборт. И в итоге у них родились две восхитительные девочки, которые прожили 18 лет. Они могут играть на фортепьяно, плавать, кататься на велосипеде, каждая из них сдала на водительские права, обе даже надеются выйти замуж. В общем, у них насыщенная и счастливая жизнь, за которую они благодарны родителям [2].
Таким образом, любой рожденный человек способен иметь счастливую жизнь. Главное быть рожденным! А от того, по какой тропе жизни пойдет та или иная личность зависит от воспитания и от общества в целом.
Список литературы:
1. Статус эмбриона / И. В. Силуянова, М.. С. Першин, Л. Б. Ляуш, И. М. Макеева // Человек. – 2007. – № 2. – С. 98-108.