Волгоградский государственный педагогический университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2008 год, Том 5, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Полевые практики по зоологии беспозвоночных играют большую, иногда определяющую роль в подготовке специалистов по многим направлениям. Особенно значима их роль в подготовке студентов в преддверии близящейся специализации на кафедрах. В процессе прохождения полевых практик будущий специалист не только закрепляет полученные в аудитории знания, но и приобретает необходимый минимум навыков полевых исследований для будущей самостоятельной работы. Велика воспитательная и культурно-просветительская роль полевых практик.
При подготовке специалистов биологического профиля полевая практика по зоологии беспозвоночных обнаруживает свой общебиологический характер, формирует мировоззрение созревающего биолога. Тенденция экологизации образования требует обращения к биоценологической тематике, при этом внимание к экологической фаунистике и закономерному строению животного мира как целостной совокупности жизненных форм, которую порождают и поддерживают, с одной стороны, комплекс условий среды, а с другой - комплекс жизненных отправлений, создающих животный тип организации, невозможно без ознакомления студентов с экологическими понятиями, постепенно раскрывающих их содержание. Отсюда, необходимым элементом подготовки является знакомство с экологическими явлениями в период полевых практик, где имеются существенные возможности для углубления общебиологических знаний, рассмотрения на конкретных объектах многофункциональных связей, свойственных природным системам.
Важным элементом в этой системе выступают полевые практики именно по зоологии беспозвоночных, организация и проведение которых, в контексте экологизации образовательного процесса, носят характерные для данного курса черты. Лекционные и лабораторно-практические занятия, предшествующие полевой практике, обеспечивают теоретическую и отчасти практическую подготовку студентов, дающую возможность воспринимать животный мир как таксономическое многообразие, а его целостность - как следствие единства происхождения (филогенетическая схема животного царства). Игнорировать данный подход на полевой практике не допускается.
Основной формой проведения полевой практики по зоологии беспозвоночных являются экскурсии, ориентированные не только на умение распознавать составляющие экосистемы таксономические единицы этой группы животных, но и на формирование экологического мышления. В ходе экскурсии проводятся непосредственные наблюдения в лесных, луговых, степных биоценозах. При этом обращается внимание на приуроченность видов беспозвоночных к определенным условиям среды. Формируются представления об экологических группах животных и экологических свойствах отдельных видов. Это дает основополагающие экологические знания и практические навыки. Задания к выполнению самостоятельных работ также носят экологизированный характер.
В процессе практики студенты приобретают навыки эколого-морфологического онтогенетического анализа, которые необходимы для понимания экологических особенностей видов, их реакции на различные условия природной среды и при антропогенной воздействиях. Без овладения этими методами невозможен переход к изучению животного мира на надорганизменном уровне.
Важной задачей на полевой практике по зоологии беспозвоночных является знакомство студентов с множеством фаун, границы которых определены параметрами среды (не покидая при этом пределов одной природной (физико-географической) зоны). Множество фаун закономерно сформировалось и существует как часть живого покрова Земли. С ним необходимо познакомить студентов, и такую возможность предоставляет именно, и только летняя полевая практика. Но, чтобы решить эту задачу, необходимо систематизировать многообразие фаун, очерченных параметрами среды. Не затрагивая в данной статье характеристику каждой фауны в отдельности, схематично, на полевой практике студентам можно показать беспозвоночных следующих фаун (в порядке знакомства с ними):
1. Пелагическая фауна
2. Гипонейстон
3. Плейстон
4. Эпинейстон
5. Донная фауна (бентос)
6. Фауна эндогеи (лесной подстилки и других местообитаний)
7. Фауна эпигей (только энтомофауна)
Знакомство с представителями беспозвоночных данных типов фаун имеет не только чисто зоологическое значение, но и позволяет проследить интегративную, связь в категориальном аппарате смежных дисциплин. Рассматривая любую из фаун, важно подчеркнуть, что её закономерная структура выявляется не как список видов, а как набор жизненных форм - совокупность организмов, сходно адаптированных к условиям существования (абиотические компоненты; локомоция и захват пищи; типы индивидуального пищеварения и т.д.).
Экологический аспект на полевой практике по зоологии беспозвоночных прослеживается при определении экологического состояния водоемов, почвы, атмосферы методом биоиндикации. К примеру, известно, что в зообентосе малых рек водные насекомые наиболее ярко отражают типологические особенности речных экосистем, являясь на личиночной фазе надежными индикаторами чистоты водоемов. Они заключают в себе обширную информацию о трофности водотоков, реальной ситуации или потенциальной возможности ухудшения качества воды в результате антропогенного воздействия.
Экологическую нагрузку в ходе полевой практики несет факт о роли беспозвоночных в трансформации органического вещества в естественных и пахотных почвах, под лесопосадками, их участию в процессах гумификации и минерализации разлагающихся растительных остатков, регулировании численности микроскопических грибов, почвенных водорослей, бактерий, использованию беспозвоночных как биоиндикаторов сезонной динамики разложения органики.
Полевые практики по зоологии беспозвоночных являются мощным стимулирующим фактором познавательной активности студентов, в ходе которых учащимися приобретаются не только знания морфо-физиологических особенностей основных таксономических групп беспозвоночных животных, но и практические навыки оптимального природопользования, умения выяснить общий уровень техногенной нагрузки на исследуемые биоценозы, анализировать состояние окружающей среды, используя различные методы биоиндикации.
|