Читинская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2008 год, выпуск 2), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Воспитательная работа со студентами – сложная и важная задача, которая в контексте реформирования системы образования и общества в целом, приобретает новый смысл и содержание. Современная молодежь имеет сложные социально-психологические особенности, в соответствии с которыми и должна быть выстроена воспитательная работа, с учетом экономических, политических и социальных условий общества. В связи с этим, нами было проведено анкетирование студентов педиатрического факультета 1-го, 3-го и 6-го курсов с целью выяснения их творческих интересов и проблем в организации досуга.
Получены следующие результаты: по месту проживания студенты относятся к 4 группам - проживающие в общежитии (56% первокурсников, 43% третьекурсников, 30% шестикурсников), с родителями (21%, 27%, 7% соответственно), снимают квартиру (20%, 25%, 35%) и другое (на младших курсах в эту категорию преимущественно вошли учащиеся, живущие у родственников, а на 6 курсе – имеющие собственное жилье). Отношениями в группе довольны 90% первокурсников, 91% третьекурсников и 70% студентов 6-го курса. На вопрос «Оправдались ли Ваши надежды, связанные с обучением в ЧГМА?» 41% студентов 1-го курса ответили положительно, на 3-м курсе эти цифры составили 35%, на 6-м - 19%. Процент учащихся, которые были разочарованы обучением в вузе, вырос от 1 курса, где он составил 8%, к 6-му до 11%. Таким образом, большинство студентов в целом удовлетворены условиями образовательной среды ЧГМА. Однако, выявленная тенденция к росту количества тех учащихся, надежды которых «оправдались лишь отчасти», от 1-го курса к 6-му (с 51% до 70%), на наш взгляд, свидетельствует о существующих проблемах в системе обучения и воспитания в Академии. На вопрос «Что мешает Вам проводить свой досуг так, как хочется?» большинство студентов 1-го и 3-го курсов ответили «недостаток свободного времени» (76% и 75% соответственно), на 6-м курсе этот аргумент снизился до 40%. «Ничто не мешает, я провожу свободное время так, как хочу» ответили 27% первокурсников, 21% третьекурсников и 42% шестикурсников. Обращает на себя внимание тот факт, что 15% студентов 1-го курса, 16% - 3-го и 19% - 6-го, по их собственному мнению, не умеют организовать свой досуг. Проблему материальных трудностей выделяют 22%, 28% и 42% соответственно, что, вероятно, связано с ростом потребности в более качественном проведении своего свободного времени от младших курсов к старшим. Традиционно многие студенты в свободное от учебы время работают, что отметили 4% на 1-м курсе, 31% - на 3-м и 14% - на 6-м. Изучение организации свободного времени студентами показало, что большинство из них не занимаются спортом: 74%, 72% и 88% соответственно на 1-м, 3-м и 6-м курсах. Только 27% первокурсников, 13% третьекурсников и 2 % шестикурсников периодически посещают театр, концерты; 38%, 54% и 40% соответственно ходят в кино, 42%, 50% и 59% предпочитают в свободное время смотреть телевизионные передачи; около 70% всех опрошенных встречаются с друзьями. Посещают дискотеки, кафе, рестораны 11% 1-го курса, 14% - 2-го, 31% - 6-го; 26%, 36% и 28% соответственно, читают художественную литературу; 35%, 25% и 39% студентов соответственно «на досуге ничего не делают, просто отдыхают». Что касается внеучебной деятельности в Академии, то 92% первокурсников, 90% третьекурсников и 98% выпускников редко или вообще не участвуют в художественной самодеятельности; 87%, 86% и 93% не занимаются никакой общественной работой.
Таким образом, опрос показал, что традиционно большую часть времени студентов занимают учебные занятия и подготовка к ним, а также наличие работы на старших курсах. Это, несомненно, влияет на способы организации свободного времени. Большинство учащихся предпочитают проводить внеучебное время самостоятельно, не включаясь в работу Центра дополнительного образования и воспитания ЧГМА. В связи с чем, становятся задачи привлечения студентов к внеучебной жизни Академии, все мероприятия в которой носят педагогически обоснованный характер и являются частью общей программы воспитания нашей молодежи в рамках современной концепции личностно-ориентированного образования, требующего взаимопроникновения воспитания и обучения. Это создает возможности для самовоспитания молодежи, т.к. главной ценностью является сам студент, его культура, творчество, предполагающие оптимальную реализацию его возможностей.
Похожие статьи:
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО РАДИ ЗДОРОВЬЯ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ГОРОДСКОГО ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ МОТИВАЦИЙ ПО ВЫБОРУ ДОЛГОВРЕМЕННОГО ПАРТНЕРА У СТУДЕНТОК МЛАДШИХ КУРСОВ УНИВЕРСИТЕТА
НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ РАЗНЫХ ВУЗОВ ГОРОДА ЧИТЫ