Куликова Н.А., Параскун А.А., Стаковецкая О.К., Суракова Т.В., Холмогорская О.В., Штойко М.А., Ратыни А.И., Макерова В.В.
Ивановская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2008 год, выпуск 2), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В настоящее время вопросы экологии находятся в центре внимания ученых разных специальностей. От состояния воды, почвы, воздуха зависит качество жизни и само существование обитателей планеты Земля. Все вышесказанное в полной мере относится к проблеме сохранения здоровья и профилактики заболеваний населения. Поэтому вопросы экологического воспитания должны занимать одно из центральных мест во всей воспитательной работе со студентами медицинских вузов.
На кафедре биологии с экологией Ивановской государственной медицинской академии студентам первого курса всех факультетов читаются лекции по разделу "Экология". Дополнительные возможности для привлечения внимания студентов к экологическим проблемам дает цикл занятий по выбору, который уже несколько лет проводится в академии на последней неделе весеннего семестра. В прошедшем учебном году элективный цикл был целиком посвящен экологической тематике и построен в виде самостоятельного научного исследования экологического состояния конкретного объекта – реки Уводь и прилегающей территории парка культуры и отдыха им. В.Я. Степанова.
Целью исследования являлась оценка студентами характера и степени антропогенного воздействия на природный водоем в черте города Иваново и разработка практических рекомендаций по улучшению экологического состояния реки и береговой зоны. При этом преподавательский коллектив ставил перед собой следующие задачи: обучить студентов методике описания и анализу общего экологического состояния объекта; научить их оценивать степень антропогенного воздействия на экологическое состояние объекта; способствовать выработке у студентов чувства ответственности за состояние окружающей среды, пробудить их инициативу, научить претворять теоретические знания в практические мероприятия по улучшению экологической обстановки.
На основе изучения большого количества литературных источников по оценке антропогенного воздействия на окружающую среду преподавателями кафедры был разработан алгоритм исследования экологического состояния водоема и прибрежной зоны и организовано обеспечение необходимым оборудованием. Перед выходом на объект все слушатели элективного цикла по экологии прошли инструктаж по технике безопасности при работе в природных экосистемах.
Далее участники исследования общим числом 18 студентов были разделены на четыре группы по 4-5 человек, каждая из которых выполняла определенную работу по части общего плана в соответствии с полученной инструкцией.
Представители первой группы записывали дату наблюдения, тип водного объекта, название водоема. Они изучали расположение водоема на карте, описывали морфометрические особенности изучаемого участка реки (в пределах парка) с указанием ее примерной ширины, глубины, скорости течения, площади водного зеркала. Исследования проводили в трех точках наблюдения: до моста, у моста и после моста. Затем характеризовали окружающую местность, описывали грунт на берегу и на дне водоема. Отлавливали двукрылых насекомых, имеющих медицинское значение, на прибрежной растительности в каждой из выбранных точек.
Студенты второй группы отмеряли на местности квадрат 10×10 м и внутри этого участка проводили следующие исследования: давали характеристику прибрежно-водной растительности, изучали жизненные формы растений, устанавливали количество растительных ярусов, собирали обнаруженные на берегу предметы и сортировали их по срокам разложения в природе.
Третья группа выбирала на исследуемой местности два квадрата 10×10 м и определяла процент почвы, занятой растительностью, а также подсчитывала количество растений и измеряла высоту травостоя на площадке размером в 1 м2 в каждом из выбранных квадратов.
Студенты четвертой группы проводили непосредственное исследование состояния реки Уводь. Для этого в трех точках наблюдения – до моста, у моста и после моста – набирали небольшое количество воды в стеклянную емкость и определяли ее цвет, запах, прозрачность и присутствие на поверхности пленки нефтепродуктов, а также фиксировали наличие обрастаний на подводных предметах. Кроме того, эта группа изучала источники загрязнения водоема и выявляла способы антропогенного воздействия на него.
Наконец, студенты всех четырех групп сачками отлавливали беспозвоночных животных в исследуемом водоеме, на прибрежной растительности и почвенном покрове, а затем фиксировали их в спирто-формалиновой смеси в герметично закрывающихся флаконах. На пути следования в специальные пакеты был собран, рассортирован по срокам разложения и впоследствии помещен в специальные контейнеры весь мусор антропогенного происхождения. Ребята были удовлетворены наглядными результатами своей работы.
На этом заканчивалась полевая часть элективного цикла. На последующем занятии в учебных аудиториях проводилась идентификация собранных животных с использованием определителей беспозвоночных животных. Далее по видам- индикаторам в собранном материале определяли степень загрязнения водоема.
Обсуждение полученных данных проходило в острой, заинтересованной беседе. Все студенты отметили целесообразность и важность проведения подобных мероприятий, проявили активность в выработке практических предложений по улучшению экологической ситуации в парке. Все это дает нам основания считать, что поставленная преподавательским коллективом задача выработки у будущих медиков экологического мышления и собственной гражданской позиции выполнена.
Результаты проведенного исследования его участниками были оформлены в работу, где приведена развернутая характеристика объекта исследования, растительного покрова прибрежной зоны, фауны беспозвоночных, указана степень загрязнения реки Уводь в районе парка, сделаны выводы о неблагополучии экологической обстановки в этом месте массового отдыха горожан и даны практические рекомендации администрации парка и руководству города. В настоящее время эта студенческая работа участвует в городском конкурсе научно-исследовательских проектов по теме «Сохранение экосистем г. Иваново».
Похожие статьи:
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
БИОХИМИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА КАК ПРИМЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРАХ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ