г. Киров
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (6 мб)
Наступившая эпоха научного и образовательного бизнеса выдвигает на первый план проблемы соционики: адаптации общества к человеку, его человеческим ресурсам. Данное явление ни в коей мере не умаляет значение социализации или воспитания, образования как общественного явления. Вместе с тем все чаще востребована инаковость человека. Если ранее это понятие ассоциировалось с развитием способностей, ключевых компетентностей человека, то в настоящее время речь идет об антропоэкономике: искусстве человеческого управления собственным производством с целью получения прибыли в течение всей траектории жизни. В 2007 году в г. Кирове Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И. Герцена в серии "Ученые Вятского края" издала биобиблиографический указатель "Ю.А. Сауров: "Хочу думать и делать+", в котором лейтмотивом звучит мысль о самостроительстве духовной жизни одного из ведущих методистов-физиков в стране, члена-корреспондента РАО, страстного читателя. Он сумел построить свою модель мира, "пусть и в рамках конкретной профессиональной педагогической деятельности". Интересно его замечание "Физика-естественная наука, но физика как учебный предмет, по сути - гуманитарная дисциплина". Поводом для размышления о производстве самого себя как личности, которая управляет развитием и внедрением собственных ресурсов, стало замечание русского философа А.А. Зиновьева о том, что "человек - это совокупность общественных отношений, которые ОН может захватить". Для вятского ученого-мыслителя питательной средой для разнообразия его граней личности стало общение с интересными людьми и книгами. Парадокс антропоэкономики в том, что потребление человеком духовной культуры не сопровождается процессом отчуждения, а, наоборот, обогащения его социобиологического развития. Вместе с тем, технология производства человека извне или изнутри невозможна без такой отрасли как педагогика. Если десять лет назад доминировала проблема экологии окружающей среды, то сегодня это проблема экологии человека и его экономики личности.
Современное развитие педагогики свидетельствует о новых направлениях коэволюции человека, общества, природы.
В 43 странах мира реализуется Экологическая программа ООН - UNEP, направленная на формирование человека, осознавшего ответственность за сохранение окружающей среды. Среди традиционных для экологии окружающей среды подпрограмм о "рациональном управлении отходами", "глобальном изменении климата" началась разработка программ "Биоразнообразие", "ЗОЖ", "Разумное потребление". Интерес представляет то, что "Экошколам" предоставляется право и ответственность самим разрабатывать план действий, Экологический Кодекс, новые методики.
Не менее значимым явлением для производства человеческих ресурсов стала созданная нашими учеными-современниками новая педагогическая парадигма "Педагогика поддержки". Не вместо, а наряду с обучением и воспитанием идет процесс самосовершенствования человека, но на его добровольной основе. Главная проблема с ее распространением связана с господствующим явлением педагогической неграмотности учителя, преподавателя. Многие до сих пор рассматривают себя как специалиста в конкретной предметной деятельности и не осознают свою ответственность за формирование человеческого капитала в целом, а не только в его узконаправленной сфере. Авторы новой парадигмы Н.Н. Михайлова и С.М. Юсфин продолжили начатые автором концепции российского лагеря актива "Орленок" О. Газманом идеи педагогического сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательного пространства. Они предложили свои тактики "Защита", "Помощь", "Содействие" и "Договор" для адаптации человека к обществу и общества к конкретному человеку. Несмотря на десятилетие успешного внедрения новых технологий в странах Европы в нашей стране пока не нашли своего массового признания идеи педагогики жизненного самостроительства.
Не менее интересной формой постижения человеческого бытия выступает образование как формирование человеческого капитала в гносеологическом контексте гуманитарного знания. Данное направление развивается на основе идей формирования ноосферного мировоззрения. Общение рассматривается как экономически выгодная деятельность, но при условии возрастания ответственности человека за развитие биосферы и человечества в целом. Так д.э.н., профессор А.Д.Зарецкий устанавливает противоречие между возрастными рамками, определяющими вершины развития физической силы человека и достижением им высот интеллектуальной формы и социальной ответственности. Данное противоречие не содействует распространению одной из наиболее современных технологий экологии и экономики человека: ноосферного образования. В результате, наиболее полное понимание сущности новой парадигмы и технологии присуще представителям разных профессий и возрастов, однако, прежде всего тех, кто испытал кризис духовных ценностей и намерен взять ответственность за формирование целостной картины/модели мира на себя с целью избежания роли средства массового манипулирования. К критериям преимущества ноосферного образования авторы - творческий коллектив ученых РАЕН и Академии Безопасности и Правопорядка относят развитие целостного мышления, гармонизирующего действия человека в окружающем мире, изучение, осмысление, понимание законов развития психики личности. В связи с тем, что педагоги не обнаружили готовности научиться управлять детьми, не нарушая биоритмов ребенка, авторы с удивлением обнаружили интерес к идеям со стороны самоорганизованных обществ разновозрастного состава, но объединенных идеями саморазвития. В настоящее время можно сделать вывод об инновационной готовности к природосообразным образовательным технологиям в системе ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ (акмеология, андрогогика, непрерывное образование, народные школы- проект Юнеско и т.д.).
|