Дагестанская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (6 мб)
Решающим для понимания ассоциального поведения лиц с расстройствами психики является взгляд на человека, как на субъекта, воспринимающего, интерпретирующего и уникальным образом реагирующего на окружающую его среду.
Ключевым и, можно сказать, системообразующим звеном в структуре личности, является психика, на основе которой формируются внутренние качества и внешние поведенческие особенности. Психика человека играет одну из главных ролей во всех процессах человеческой деятельности, в том числе и криминальных. Практически не существует физиологических функций, которые не находились бы под влиянием психических процессов. Мы ещё не до конца понимаем, как осуществляется это влияние и в какой мере оно зависит от врожденных и социально приобретенных особенностей личности. Насколько ими обусловлено асоциальное поведение, каково взаимоотношение в человеке биологического (наследственного) и социально приобретенного? Какова связь между психическими расстройствами и социально опасным поведением, является ли психическое расстройство фактором, который обязательно детерминирует асоциальное поведение. Каким образом социальная среда воздействует на психику человека. И, в итоге, где искать причины деструктивного поведения, чтобы выработать адекватные меры воздействия. Эти вопросы волнуют исследователей уже долгое время. Тем более, когда мы говорим о людях, в психике которых отмечаются значительные отклонения.
Лица с психическими расстройствами являются носителями комплекса эмоционально-волевых и интеллектуальных нарушений, которые сказываются на формировании их социальных установок и системы ценностных ориентаций. Расстройства психики в этой связи должны быть предметом изучения, как составная часть данных о личности лица совершающего поступки опасные для социума.
Деструктивность психических нарушений также во многом зависит от особенностей личности, а в конечном итоге - от условий ее формирования, воспитания, внешних воздействий на протяжении всей жизни индивидуума, то есть от сопутствующих элементов: пола, возраста, места действия, социального положения, воспитания, привычек, наследственности, болезненности, образа жизни, профессии, состояния в браке, прежней судимости и т. д. Все это, входя и исчезая, переплетаясь и сталкиваясь, дает сложный комплекс причин и условий. Внешние воздействия опосредуются внутренними условиями. Конечный эффект можно понять, только рассмотрев внешние воздействия в их связи с внутренними психологическими условиями. Внешние условия влияют на асоциальное поведение через внутренние психические особенности личности, в то время как биологические факторы также влияют на него через те же психические особенности.
Безусловно, социальное окружение оказывает значительное воздействие как на личность в целом, так и на развитие патологических процессов в психике индивида. Поэтому немаловажными для этого исследования нам представляются показатели, относящиеся к характеристике условий социального окружения при формировании личности с асоциальным поведением, полученные по результатам изучения историй болезни, амбулаторных карт, а также бесед с лицами, направленными на судебно-психиатрическую экспертизу (всего было проинтервьюировано 50 человек). Полученные данные распределились следующим образом. Подавляющее большинство исследуемых лиц составили мужчины - 43 человека, женщины 13 человек.
Основной контингент испытуемых составили лица в возрасте от 23 до 32 лет, при этом минимальный возраст был 21 год, максимальный 38 лет.
Негативный социальный климат отмечался в семьях 29 человек из данной группы, в этих семьях преобладали такие негативные социальные установки как конфликтность, психологический дискомфорт, агрессия, частое потребление алкоголя, 15 семей можно характеризовать как нейтральные и 6 как положительные. На момент исследования 12 человек состояли в браке (семь мужчин и пять женщин), ещё 20 человек находились в разводе, срок семейной жизни, при этом, у данных лиц был очень небольшой от 2 месяцев до 1,5 лет.
Большинство испытуемых, имели среднее профессиональное (20 человек), полное среднее (17 человек) и неполное среднее образование (8 человек) и только 5 человек окончили различные высшие учебные заведения. Эти данные подтверждают выводы о том, что наличие психического расстройства во многом сужает социальные возможности индивида, в том числе и в вопросе получения высшего образования.
Постоянную работу имели 7 человек, из них трое работали по специальности, 20 человек занимались неквалифицированным трудом, подрабатывая от случая к случаю, 23 человека нигде не работали.
В 15 случаях у испытуемых отмечалась неблагоприятная наследственность: в 8 случаях расстройства в форме шизофрении, алкоголизма, эпилепсии, психопатии наблюдались у отца либо матери, в остальных случаях, расстройства выявлены у других близких родственников (бабушка, дедушка, дядя, двоюродные брат и сестра).
Из испытуемых только четверо были единственными детьми в семье, остальные воспитывались в многодетных семьях – 10 родились первым ребенком в семье.
20 испытуемых вели антиобщественный образ жизни до совершения преступления, 7 из них ранее привлекались к административной ответственности за мелкие правонарушения - хулиганство, появление в пьяном виде в общественном месте, и.т.д.
Большое количество испытуемых в связи с неадекватным поведением часто госпитализировалось в психиатрические клиники.
Также, в ходе проведенных исследований мы выделили три основных типа мотивации поведения, лежащие в основе ассоциальных действий лиц с психическими расстройствами различной нозологии.
Первый тип мотивации ассоциальных действий лиц с психическими нарушениями (при психопатиях, олигофрениях и других психических аномалиях) подчиняется общим закономерностям поведения человека, формируется в процессе осознанного поведения субъекта, ставящего перед собой определенные цели в процессе деятельности, отражающей все стороны личности, в том числе и её патологические изъяны, дефекты мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы.
Второй тип характеризуется отсутствием осознанного мотива вследствие разрыва связи между потребностью, мотивом и поведением. Сюда можно отнести импульсивные действия на фоне помрачнения сознания при острых экзогенных расстройствах, а также действия совершенные под влиянием императивных (приказывающих) галлюцинаций, при некоторых шизофренических синдромах.
Третий тип общественно опасных действий лиц с психическими нарушениями (при бредовых синдромах различной нозологии) связан с реализацией патологических (бредовых) мотивов, побудительная функция которых в результате болезненной трансформации приобретает характер подавляющей мотивации.
Обобщая данные проведенных социально-биологических, демографических и психологических исследований, можно дать общую характеристику лица с психическим расстройством совершающего асоциальные поступки – это, как правило, мужчина, не состоящий в браке, со средним либо неполным средним образованием, невысокими интеллектуальными способностями, материально не обеспеченный ввиду отсутствия постоянной работы и стабильного источника дохода. Для данной категории лиц характерным является доминирование потребностей в средствах существования и недостаточная сформированность потребностей развития, познания, труда, межличностного общения.
|