Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Печать E-mail
Автор Лежнева Т.М.   
09.07.2009 г.

Забайкальский государственный педагогический университет (г.Чита)

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника


Культура – одно из фундаментальных научных понятий социально гуманитарного познания. Это понятие характеризует очень сложный и многогранный фактор общественного бытия, из которого человек черпает свои представления, идеалы, правила жизни, способы действий. Нравственные ценности составляет приоритетное  условие подлинно человеческого существования в любой исторический период существования человечества. Моральные принципы образуют культурную среду, в которой становится возможным совершенствование человека и человеческого образа жизни.
Среди форм культуры, оказывающих существенное  влияние на формирование человека культуры как существа гармоничного, совершенного, высоконравственного выделяется музыкальное искусство. Являясь первобытным и исходным языком человечества, музыка  воздействует  на индивида во все времена существования человечества.
В эпоху Древней Греции, в силу своей нравственной направленности, музыка считалась важным средством и целью общественного воспитания, а музыкальность человека рассматривалась как социально ценное определяющее качество личности.  Музыке отводилась роль учителя, воспитывающего духовные качества, мудрость и мужество. Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появляется термин «катарсис» (греч. katharsis – очищение). В рамках пифагорейской школы существовала теория и практика излечения телесных недугов, очищения души от вредных страстей - гнева, страха, ревности с помощью определенных музыкальных ладов.
В работах древнегреческого философа Пифагора (ок. 532 г. до н.э.) мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на состояние человека. Пифагор считал, что если музыка отражает гармонию, то высшая цель человека – сделать свое тело и душу музыкальными.  У одного из последователей философа Ямвлиха в его трактате «О пифагорейской жизни» мы читаем: «Пифагор установил в качестве первого – воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде как они были сначала… Он предписал и устанавливал своим знакомым так называемое музыкальное устроение и понуждение, придумывая чудесным образом смешение тех или иных диатонических, хроматических и энгармонических мелодий, при помощи которых он легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души: скорбь, раздражение, жалость, неуместную ревность, страх, разнообразные вожделения. гнев, изнеженность, распущенность, горячность, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели при помощи подходящих мелодий» [1]. Аристоксен (ок.354-ок. 300 до н.э.) говорил, что пифагорейцы  очищают тело средствами врачевания, а  душу – средствами музыки.
Вслед за Пифагором Аристотель (384 – 322 до н.э.) считал, что способность музыки воздействовать на  состояния слушателей связана с тем, что она заключает в себе оттенки настроений, которые четко соответствуют характерам и свойствам человека. «…Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение. И мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение» (2). Аристотель признавал, что под воздействием песнопений и музыки возникают сильнейшие аффекты, результатом которых становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием.
Гуманистическую, миротворческую суть искусства подчеркивал Квинт Гораций Флакк (65 - 8 гг. до н.э.).  Он говорил о том, что, «подчиняясь древней мудрости, аналогично тому как разделять мирское со священным, искусство одновременно есть для людей и прекрасное, и полезное, и развлечение душам, и отдых от тяжких трудов, и наставление на жизненный путь» [4, с. 182].
Платон Афинский (427 – 347 до н.э.), считал, музыка способствует гармонизации индивида с обществом, что «ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразно им самим» [3].   По словам Платона, хоровое пение  есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», древние греки считали его одним из элементов образования, а слово «необразованный» трактовали как «не умеющий петь в хоре» [4, с. 165 – 167].
Мыслители Античности подчеркивали значение воздействия музыки на нравственное становление человека и отмечали, что тот «кто приобщился к музыке, не запятнает себя никаким неблагородным поступком, но, стяжав благодаря музыке величайшую пользу, будет полезен и себе, и Родине, всюду соблюдая пристойность, благоразумие и порядок» [1].
Позднее выдающиеся мыслители неоднократно отмечали магическую сила воздействия музыкального искусства на душу человека и его способность искусства пробуждать в человеке стремление к лучшему. В первом музыкальном словаре, составленном композитором и теоретиком XV в. И Тинкторисом, отмечается, что искусство музыки обладает способностью изгонять грусть, смягчать жестокосердие, радовать людей, исцелять больных, «делать души праведными». Удивительную силу, способную сближать людей, объединяя через унисонное хоровое пение разобщенных, примиряя враждующих и соединяя их в союзе духовного единства видел в искусстве Василий Кесарийский (Великий) (ок. 330 – 379). В обычной жизни, утверждал  К. Гельвеций (1715 – 1771), впечатления притупляются, искусство же должно пробудить угасшие страсти, дать человеку то, чего он лишен в действительности. Значимость музыкального воспитания, облагораживающего человеческую природу, определялась в трудах И.Песталоцци (1746 – 1827), полагавшего, что память, удерживающая в душе мелодии и песни, развивает в ней понимание гармонии и высокого чувства [3, с. 10-14].
Исследованием вопросов воздействия и восприятия музыки,  выявлением ее воспитывающего влияния на человека занимались многие видные деятели современной культуры. Б.В.Асафьев называл музыку «вечно живым» претворением всего, что звучит в природе и в душе человека, и призывал не просто развлекать музыкой, не навязывать ее слушателям, а убеждать и радовать ею. Крупнейший психолог Б.М.Теплов рассматривал эстетическое восприятие музыки как активную деятельность, которой следует обучать, как и всякой другой. Б.В.Теплов подчеркивал, что «музыка не может дать новых фактических или идейных знаний, но она может в высокой степени углубить имеющиеся знания, дав им новое качество, сделав их знаниями эмоционально насыщенными. Музыка есть эмоциональное познание» [8]. В.А.Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного и умственного воспитания человека. «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе» [7, с. 74, 75].
«Музыка не просто холодно информирует слушателей о мире, о мыслях, чувствах, идеалах художника, но и заражает его этим содержанием. Она непрерывно заинтриговывает внимание, ведет его за собой, стимулирует активность восприятия и мышления», - отмечает музыковед В.В.Медушевский [5, с. 6]. Он обращает внимание на роль музыки в формировании духовного богатства человека: «Во все времена высокая музыка стремилась быть живой не только в душевном, но и в духовном смысле… Ее содержание – истина и красота, наполняющие человеческие сердца» [6]. Эти размышления перекликаются с мыслями музыковеда В.Н. Холоповой, по выражения которой, «музыка может волновать и умиротворять, веселить и сострадать, вводить в транс и лечить, - все это подвластно ее могуществу благодаря таким резервам эмоций, которыми не располагает никакой другой вид искусства» [9, с.90].
Таким образом, музыка, обладая специфическими особенностями, имеет всеобъемлющее воздействие на формирование гармоничного, высоконравственного, духовно-богатого человека отвечающего требованиям общества к человеку культуры.

 

Литература
1.    Античная музыкальная эстетика. М., 1960.
2.    Аристотель. Политика. М., 1911.
3.    Денеш З.  Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977.
4.    История эстетики // Памятники мировой эстетической мысли. Т. 2.  – М., 1964.
5.    Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
6.    Спутник учителя музыки/ Сост. Т.В.Челышева. М., 1993. С.64. Медушевский В.В.Сущность и специфика музыки.
7.    Сухомлинский В.А. Избр. пед. Соч. в 3-х т. М., 1979, т. 1.
8.    Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 1985.
9.     Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М., 1994.

Последнее обновление ( 12.07.2009 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99