Брянский государственный технический университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Проблема повышения самостоятельности и творческой активности будущих специалистов охватывает разнообразные стороны процесса обучения и воспитания, предполагает совершенствование форм организации учебной работы. В современных условиях работы образовательных учреждений требуется установление тесной связи с жизнью, производством, последовательное осуществление принципов дидактики, применение исследовательского метода, развитие наблюдательности, самостоятельности, творчества, инициативы обучающейся молодежи.
В процессе обучения необходимо так организовать работу, чтобы каждый человек самостоятельно открывал мир. Это тем более важно, так как человек доподлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом. Все это указывает на необходимость развития и формирования познавательных качеств будущих специалистов. Одним из методов организации познавательной деятельности является исследовательский метод, который в полной мере соответствует данному требованию, так как формы осуществления его всегда связаны с обязательной самостоятельной поисковой деятельностью обучающихся и требуют повышения интереса, сосредоточения внимания.
Суть исследовательского метода заключается в том, что студент воспринимает новые факты и явления не со слов педагога, а под его руководством путем самостоятельных исканий и открытий их.
Многолетние исследования психологов показали, что знание не может быть пересажено из головы в голову механически. Оно возникает у человека в результате его собственной деятельности, направленной на предмет познания. Поэтому необходимо создание педагогом такой обстановки, когда обучающийся способен сам для себя добыть знание. Для каждого человека важно самому сделать «открытие», в результате которого он синтезирует новое знание, устанавливает взаимосвязи, делает выводы.
Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.
Обязательным условием является наличие логической установки, приучающей будущих специалистов к последовательному логическому процессу. Логическая установка на самостоятельный поиск может быть выражена кратко: наблюдать, думать, смело высказывать свои предложения, догадки, искать оригинальные решения, уметь доказывать и обосновывать их.
Деятельность обучающихся состоит из следующих этапов:
1. Создание проблемной ситуации. На основе не понятных явлений, противоречивых фактов возникает проблемная ситуация. Для данного этапа характерно состояние замешательства, ощущение непреодолимого препятствия на пути выполняемого действия. По мнению ряда ученых-методистов, для того чтобы создать проблемную ситуацию в обучении нужно поставить студентов перед необходимостью выполнять такое практическое и теоретическое задание, в котором подлежащее усвоению знание будет занимать место неизвестного. Не каждая проблемная ситуация побуждает к активной мыслительной деятельности. Это происходит в том случае, если у обучающихся есть потребность в разрешении проблемной ситуации, есть исходное задание, отвечающее предметному содержанию ситуации. Создавшуюся ситуацию необходимо проанализировать. В процессе ее анализа определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Таким элементом считается проблема.
2. Постановка проблемы. Для этого этапа характерно осознание чувства замешательства, недоумения или затруднения, т.е. формирование проблемы, которая представляет собой трудность для человеческого познания. Проблема – это поставленный субъектом вопрос, ответ на который заранее неизвестен и подлежит творческому поиску, для осуществления которого у человека имеются некоторые исходные средства, пригодные для поиска. Проблема должна быть четко сформулирована. Это имеет большое значение для организации ее разрешения. Она может быть выражена в форме вопроса, задания, задачи, которые содержат неизвестные искомые. Поиск неизвестного вызывает практическое или интеллектуальное затруднение между прошлым и новыми знаниями.
3. Выдвижение гипотезы происходит в основном по аналогии или в результате умозаключения из одного или ряда фактов. Гипотеза – это предложение о причинах возникновения явлений или объекта. Гипотеза практически всегда направлена на выявление причин различных явлений.
4. Проверка гипотезы. На этом этапе студенты используют имеющихся у них знания и приобретают новые. Сначала устанавливается, какие сведения и в каком количестве потребуются для проверки гипотезы. Далее происходит сбор необходимых теоретических и практических данных, овладение методиками исследования. Этот процесс осуществляется на основе анализа литературных источников, при работе в лабораториях и т.д.
5. Обработка результатов, их анализ и выводы. Накопленные и изученные на 4-м этапе сведения анализируются и обобщаются. Итоги находят отражение в выводах.
Таким образом, исследовательская работа студентов является важной формой организации учебного процесса, так как приобщает будущих специалистов к методам научного познания, способствует формированию исследовательских умений и навыков, повышает качество и прочность знаний, способствует становлению важнейших свойств личности. Следовательно, она выполняет не только образовательную и развивающую, но и воспитательную функции обучения. Исследовательская работа позволяет обучающимся проявить максимум самостоятельности, помогает развивать творческие способности, формировать научное мышление, она обеспечивает саморазвитие каждого человека в зависимости от его природных задатков и усердия. Создание ситуации поиска в учении способствует формированию положительных мотивов обучения.