|
Воронежский государственный университет (г. Воронеж)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы VI конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2005. – 120 с.
Скачать сборник целиком
Обучение студентов в ВУЗе справедливо относят к категории напряженного умственного труда, требующего постоянной переадаптации, необходимой для становления и развития внимания, памяти, мышления, тесного переплетения мыслительной деятельности и эмоционального статуса при решении учебных и социальных задач [1,2]. Поэтому мониторинг состояния здоровья является одним из методов оценки формирования адаптационных механизмов учащихся.
Цель данного исследования заключалась в изучении показателей, характеризующих уровень здоровья студентов младших курсов. В середине учебного года (январь-февраль) и в период летней учебной практики (июнь-июль) было проведено  анкетирование 53 учащихся (1 курс - 11 юношей и 13 девушек; 2 курс - 8 юношей и 21 девушек) биолого-почвенного факультета Воронежского госуниверситета по методике Кураева Г. А. [3]. Данный метод основан на самооценке поведения, переживаний, сопровождающих внутренние процессы в организме и включает следующие симптомокомплексы (синдромы):
1) астенический;
2) невротический;
3) истероподобный;
4) психастенический;
5) патохарактерологический;
6) цереброастенический;
7) «ухо-горло-нос» (ЛОР);
8) желудочно-кишечный тракт (ЖКТ);
9) сердечнососудистый;
10) анемический;
11) аллергический;
12) вегето-сосудистой дистонии.
Анализ результатов показал, что у студентов 1 и 2 курсов в течение учебного года не происходит значительных колебаний регистрируемых параметров и уровень общего здоровья сохраняется в пределах «средний - выше среднего».
Достоверные различия уровней здоровья по отдельным показателям (синдромам) выявлены в конце учебного года (рис.): уровень здоровья студентов 2 курса по истероподобному синдрому достоверно выше, чем студентов 1 курса (р < 0,05).
Данный синдром объединяет нарушения в поведении человека, его стремлении быть постоянно в центре внимания. Четко проявляется потребность в восхищении, удивлении и сочувствие к себе [3]. Исходя из этого, можно говорить о том, что в течение первого года обучения для студентов большое значение имеет успешность установления контактов с однокурсниками, влияющие на успешность адаптации индивидов в новой социальной среде.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что основной мотивацией в поведении студентов является адаптация к новым, наиболее сложным по сравнению со школой условиям обучения.
Литература:
1. Агаджанян Н. А. Особенности адаптации индийских студенток к условиям средней полосы России / Н. А. Агаджанян, И. В. Радыш, Д.Шахвар // Экология человека. - 1998. - № 2. - С. 21-25.
2. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. - С. 18 - 22.
3. Практикум по валеологии / под ред. Г. А. Кураева. - Ростов-на-Дону: Валеология, 1999. - 192 с.
|