Орловский государственный университет, медицинский институт Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Проблема формирования профессиональной компетентности будущих врачей является актуальной в начале XXI века. Компетентность – интегральное свойство личности, хорошо осведомленной в определенной области, складывается из допрофессиональной, связанной с общим средним образованием, и профессиональной, связанной с высшим профессиональным образова¬нием [3]. Этому способствует проблемно-ориентированное обучение (ПОО), которое уже в течение нескольких десятилетий является основной педагогической стра¬тегией развитых стран [4]. Суть новой модели образования: смещение акцентов с традиционных форм обучения - запоминания и заучивания, на развитие у студентов навыков и способностей к решению проблем, а не просто аккумулированию знаний. Высшее медицинское образование реализуется имеющейся структурой высших учебных заведений и учреждений послевузовского образования, позволяющих обеспечить непрерывную подготовку кадров для страны с учетом ее региональных потребностей. Введение государственных образовательных стандартов, государственной междисциплинарной аттестации, сертификации специалистов опреде¬ляет не только единое образовательное пространство, но и единый уровень требований, как к выпускнику вуза, так и к слушателю последипломного образовательного курса. При этом надо учитывать тот факт, что в высшей медицинской школе приходится восполнять дефект развития и воспитания предшествующей системы обучения. По данным [1], более 40% студентов младших курсов при социологичес¬ком исследовании заявили, что школа не дает им всей полноты знаний, необ¬ходимых для учебы в вузе. Четкая организация учебного процесса на I курсе способствует процессу адаптации, так как не все студенты успешно справляются с возросшей, по сравнению со школой, учебной нагрузкой. У нынешних школьников по данным [2] уменьшился и без того низкий уровень системности знаний и их действенности. Это, прежде всего, проявляется в неумении устанавливать причинно-следственные связи и применять зна¬ния в новых нестандартных условиях. Многие из первокурсников не умеют записывать лекции, составлять конспекты, планировать свою работу, работать с книгой. Актуальными являются проблемы организации самостоятельной работы и методики самообразования, а также рационализации свободного времени студентов. Будущее развитие медицины во многом зависит от успешной подготовки врачей и качества медицинского образования в целом, важнейшей составляющей которого являются предметы естественнонаучного цикла. Методика обучения предметам образовательного стандарта весьма технологична. Она сравнительно легко сочетает в себе традиционные и инновационные элементы, имеет определенный процессуальный алгоритм проводимых занятий, что облегчает подготовку к ним студентов. Но в то же время надо изыскать возможность для проявления творческого подхода к осуществлению деятельности учителя и студента, обеспечить развивающий характер познания химии. Важно стимулировать мотивацию и активную учебную деятельность студента, отбирать целесообразные для этого средства и методы. Повышение качества подготовки специалистов требует по¬стоянного обновления учебного процесса инновационными методически¬ми приемами. Применение новых технологий в учебном процессе (компьютеризация, тестирование, рейтинг и др.) позволяет на первых занятиях установить исходный уровень знаний базисных дисциплин каждого студента группы и определить индивидуальный подход к развитию творческих спо¬собностей в изучении предмета. Несмотря на то, что предметное построение содержания обучения гарантирует формирование системных основ научных знаний, ценность интегрированности образования обычно не подвергается сомнению. В эпоху избытка информации проблема реализации межпредметных связей является одной из важнейших. Поскольку целостен мир, в котором мы живем, и сами мы целостны от природы, то должно быть целостным и наше образование. Тем не менее, реализовать принцип интегрированности образования на деле оказывается далеко не просто. В дискуссии о межпредметных связях, чаще всего, одни выступают за интеграцию, другие против, но все высказываются за необходимость межпредметной координации, и в основном это связано с перегруппировкой определенного учебного материала в том смысле, чтобы не повторять одинаковый учебный материал и т.п. К удачным попыткам преподавания интегрированного обучения некоторым основам различных химических наук в рамках одного комплексного предмета можно отнести преподавание общей химии в медицинских вузах по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Медико-профилактическое дело». Это произошло при замене в 90-х годах прошлого века преподавания в медицинских вузах неорганической, физической и аналитической химии единой дисциплиной. Снятие традиционного разделения, несмотря на сопровождавшее его уменьшение количества часов, способствует формированию единого химического мировоззрения, необходимого современному врачу. Было исключено дублирование в обучении, улучшилась мотивация учебного процесса, это сэкономило силы и время преподавателей и студентов, а главное – подняло эффективность преподавания. С целью выявления, установления и осуществления межпредметных связей изучены рабочие программы и проведен анализ содержания курса общей химии и соответствующих разделов естественно-научных, медико-биологических, медико-профилактических и клинических дисциплин. Совместно с ведущими преподавателями этих дисциплин уточнены межпредметные проблемы, проведены согласования по основным понятиям, так как использование «сквозных» терминов делает осознанным процесс их применения. Они переходят в долговременную память и из объекта изучения постепенно превращаются в инструмент, с помощью которого усваиваются понятия новых учебных дисциплин. Главная задача преподавателя сводится к формированию профессионально значимых связей. Этому способствовала перестройка всех звеньев учебно-воспитательного процесса – от постановки задач дисциплины до выбора форм и методов учебной работы. Наиболее эффективны методы реализации межпредметных связей, направленные на активизацию умственной деятельности, развитие навыков самостоятельной работы. В заданиях для самоподготовки к занятиям по общей химии четко определен исходный уровень знаний с указанием внутрипредметных и межпредметных знаний. Например, при изучении темы «Получение и свойства дисперсных систем» электрокинетического явления «электрофорез» необходим синтез знаний, изложенных в литературе и на лекциях по общей химии, полученных при выполнении лабораторной работы и знаний из соответствующих разделов физики. Студентов ориентируют на то, что эти знания будут использованы при изучении клинических дисциплин – физиотерапии, внутренних болезней и т.д. При изучении тем «Учение о растворах», «Протолитические равновесия и процессы» студенты получают первоначальные сведения о физико-химических свойствах крови и других биологических жидкостей (осмотическое давление, кислотно-основное равновесие, ионный состав), буферных системах в норме, привлекая сведения из биологии. Указание на востребуемость этих знаний в курсах физиологии (нормальной и патологической), внутренних болезней, педиатрии и т.д. учит студентов самих видеть межпредметный характер учебных проблем, что позволит и в дальнейшем использовать знания из других дисциплин для их решения. Фундаментализации химического образования в медицинском вузе способствует создание новых интегративных элективов (курсов по выбору). Введение на третьем курсе медицинского института элективного курса «Физическая химия лекарственных форм» обусловлено необходи¬мостью систематизировать, обобщить и дополнить знания по физической химии лекарственных форм как дисперсных систем. Это связано также с появлением в клинической практике большого количества новых лекарственных средств, а будущие врачи должны знать их дисперсологические особенности, фармацевтические (физические и химические) несовместимости, изменение свойств при хранении. Важная роль при изучении электива отводится расширению и обобщению знаний по физико-химическим методам исследования в медицине. Таким образом, интегрированность можно осуществлять разными способами: отбором проблем и аргументов, требующих выхода в разные сферы знаний; использованием учебного материала из родственных учебных предметов; использованием информации из разных сфер жизнедеятельности, помимо учебной; а также разработкой интегрированных курсов. Такой подход позволит путем повторения материала и рассмотрения его каж¬дый раз на новом витке обучения в совершенно отличном от предыдущего ракурсе лучшим образом запоминать сведения из программы и находить им практичес¬кое (прикладное) применение. Важно фиксировать и развивать межпредметные умения – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, опознание, сравнение, выделение существенного, классификация, составление библиографии, чтение с карандашом и т. д. Все они взаимосвязаны, одни предполагают другие, но преподаватель должен сознавать их различия, так можно развить аналитико-синтетическую деятельность, но не обучить в должной мере выделению существенных признаков объекта. Процесс обучения требует от педагога гибкого и быстрого мышления, педагогической рефлексии своих действий, анализа учебной ситуации, быстрого принятия верных педагогических решений по устранению конфликтов и других проблем, мешающих реализации его планов, по коррекции разработанной им методики, используя для этого весь арсенал современных технических средств и образовательных ме¬тодик, позволяющих сделать обучение более наглядным, мотиви¬рованным и эффективным.
Литература. 1. Косарев И.И., Денисов И.Н. Высшее медицинское образование: эволюция, проблемы, пер¬спективы. Учебное пособие. – М.: ММСИ, 1998. – 112 с. 2. Литвинова Т.И. Результаты оценки знаний по химии у абитуриентов медицинского вуза // Актуальные проблемы многоуровнего химико-педагогического и химического образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб, 2000. – С. 85-87. 3. Пак М.С. Приоритеты в условиях модернизации образования // Актуальные проблемы модернизации химико-педа¬го¬ги¬ческого и развития химичес¬ких наук: Материалы методологического семинара с международным участием. С-Пб., 2004. – С.140-143. 4. Bligh J., Lloyd-Jones G. Early effects of new problem-based clinically oriented curriculum of students perceptions of teaching // Med. Educ. – 2000 Jun. – 34(6). – P.487-489.
|