Кафедра военной и экстремальной медицины Омской государственной медицинской академии
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Специфика вузовского образования предъявляет к личности молодого человека серьезные требования и, особенно стрессирующим считается военно-медицинское образование и медицинское [Wolf T. 1988; Sewart S. 1995]. К стресс-факторам, влияющим на личность молодого человека, относят любое биологическое, физическое и психологическое воздействие. Длительное влияние стресс- факторов на организм человека приводит к ухудшению самочувствия, снижению активности, повышению утомляемости, нарушению сна и аппетита, подавленности настроения, снижению работоспособности, обучаемости, что в свою очередь ведет к возникновению депрессии способствующей развитию психо-соматических, сердечно-сосудистых заболеваний, суицидов. По данным ВОЗ в прогнозах на 2020 год депрессия займет второе место среди болезней, повышающих в 2 раза риск развития инфаркта миокарда и вероятность сердечно-сосудистых заболеваний. В доступной литературе мы не нашли достаточно информации по выявлению причин развития и профилактики депрессии среди молодежи.
Нами проведено профилактическое тест-обследование среди 60 студентов Омской медицинской академии (30 девушек и 30 юношей с 1 по 3 курсы) по выявлению устойчивости к стрессу и депрессии. Для диагностики депрессивного состояния использовались серии-тестов разработанные американским психофизиологом Ш. Коэном, Институтом психиатрии имени М. Планка, Санкт-Петербургской военно-медицинской академией. Оценка данных проводилась по бальной шкале на каждом курсе и распределялась в процентах с учетом пола, риска дезадаптации в стрессе и предрасположенности к депрессии.
Самочувствие, активность, настроение оценивались: 5,0-5,5 баллов – за норму, более 4 баллов – благоприятное состояние испытуемых, менее 4 баллов – неблагоприятное состояние. Установлено, что неблагоприятные показатели самочувствия, активности и настроения (менее 4 баллов) составили: на 1 курсе у 40% девушек и юношей; на 2 курсе у 30% девушек и юношей, на 3 курсе у 30% девушек и 40% юношей.
Нервно-психическая устойчивость к стрессу и риск дезадаптации оценивались: 13 и менее баллов – большая нервно-психическая устойчивость и незначительный риск дезадаптации в условиях стресса, 14 - 17 баллов – средняя, 18 и более баллов – большая нервно-психическая неустойчивость в стрессе. Большая нервно-психическая неустойчивость выявлена у 30% девушек и у 37% юношей 1 курса, у 40% девушек и юношей 2 курса, у студентов 3 курса этот показатель соответственно составил 40% и 50%.
Состояние депрессии среди студентов оценивалось: менее 4 баллов – благоприятное состояние; более 4 баллов – неблагоприятное состояние. Неблагоприятное состояние было выявлено: на 1 курсе у 13% девушек и у 20% юношей; на 2 курс у 15% девушек и у 20% юношей; на 3 курсе этот показатель соответственно составил 20% и 30%.
При анализе полученных данных установлено, что студенты 1-3 курсов находятся в стрессовом состоянии. Наименее устойчивы к стрессу и предрасположены к депрессии студенты 1 и 2 курса и лишь к 3 курсу отмечались снижение уровня тревожности и адаптация к стресс-факторам.
Таким образом, мы считаем, что низкая нервно-психическая устойчивость сопровождается пониженным уровнем самочувствия, активности и настроения, что способствует развитию депрессии. Возможно эти явления связаны с наследственным типом высшей нервной деятельности (необходимы дополнительные исследования), причем в более уязвимом состоянии находятся юноши - вероятно из-за того, что они менее выражают свои эмоции по сравнению с девушками, которые как правило более эмоциональны.
С целью профилактики депрессии и повышения работоспособности при обучении студентов на 1-3 курсах медицинских вузов, необходимо использовать принцип чередования физической и умственной деятельности, что позволит повысить нервно-психическую устойчивость, самочувствие, активность и настроение, снизит утомление и уровень депрессии у лиц с психофизиологической неустойчивостью к стресс-факторам.