Уральский государственный университет им. А. М. Горького, г. Екатеринбург Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника На сегодняшний день в системе образования основополагающим является личностно-ориентированный подход, который предполагает наличие в методике преподавания основ личностного развития, социализации, основ здорового образа жизни, что инициирует гармоничное развитие личности в условиях современного мира. Реализация этих целей во многом зависит от психолого-педагогической подготовки преподавателей. Однако для высшей школы сегодня характерно преподавание только в узких рамках исследовательской работы, так как исследование занимает ведущую позицию, кроме того, методика преподавания при этом расценивается как ограничение его научного творчества [1]. В результате преподавательский состав вузов пополняется в основном специалистами, получившими высшее образование в определенной предметной области, по специальности, как правило, не связанной с преподавательской деятельностью. И, как следствие, преподавательская деятельность сегодня представляет собой набор из интуитивно-эмпирических решений или освоение и копирование приемов более опытных преподавателей, а не методику основанную на знании закономерностей процессов обучения и образования. В таком случае проблематично получить целостный, структурированный, разработанный базовый курс, который несет одну из основных функций - формирование мировоззрения. Базовый курс должен быть выстроен с точки зрения современной дидактики, современного личностно-ориентированного подхода, в другом случае он не выполнит поставленных передним целей. То есть, структурирование любого курса требует современных профессиональных педагогических знаний, которых сегодня недостаточно у преподавателей высшей школы. В результате такой тенденции многие курсы университета оказались недоконца разработаны с педагогической точки зрения. Актуальность решения этой проблемы состоит в том, что многие научные базовые курсы сокращены, вследствие чего часть из них выглядит как набор отдельных не взаимосвязанных друг с другом учебных элементов, а научная информация существующая в данной области не адаптирована для студентов, поэтому процесс переработки информации затруднен. Это характерно и для курса «Анатомия человека». В связи с обозначенной проблемой нельзя говорить о достижении целей поставленных курсом «Анатомия человека» и тем более о формировании какого-либо мировоззрения. Такая ситуация должна привести к изменению содержания курса, отбору содержания и его структурированию в соответствии с основными направлениями личностно-ориентированного подхода. И как следствие, любое изменение содержания курса должно привести к изменениям и методики преподавания. Методика преподавания практического курса «Анатомия человека», должна обеспечивать достижение целей личностно-ориентированного подхода и развивающего обучения. Такой подход, как нам кажется, приведет к систематизации знаний учащихся, к облегчению усвоения материала и как следствие вызовет интерес не только к науке анатомии, но и связанным с ней другим областям знаний. В современной дидактике, направленной сегодня на личностно-ориентированное и развивающее обучение, существует несколько подходов: личностный, деятельностный, социальная направленность и коллективистский подход, целостный подход к организации учебно-воспитательного процесса, опитимизационный, технологический, творческий и инновационный.[3,4] Указанные подходы в учебном процессе теснейшим образом взаимосвязаны. Все они представляются важными и основополагающими и, как нам кажется, должны составлять основу для разработки любого курса высшей школы в особенности практического. Проведение практического занятия обычно предполагает работу с небольшими группами студентов 10-15 человек, в результате чего есть возможность индивидуального подхода в обучении к каждому учащемуся. Появляется возможность корректировать отрицательные черты личности и заострять внимание на уникальности каждого учащегося и, зная возможности группы, задать подходящий темп деятельности, тогда возможно реализовать и коллективистский подход. Целостный подход на практических занятиях, как нам кажется, должен реализоваться в наибольшей степени. Оптимизационный, технологический и творческий – это правила для структурирования любого курса высшей школы. Любое практическое занятие должно строится таким образом, чтобы студенты постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеет индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение, при котором студенты получают возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов. Таким образом, личностно-ориентированное и развивающее обучение является той основой педагогической деятельности, в том числе для преподавания практического курса, при котором выполняются все требования современной дидактики. Любые дидактические подходы реализуются на практике с помощью какой-либо методики преподавания в рамках установленной для данного учебного курса методической системы.[4] Методическая система дает возможность целостного подхода к выбору методов в нашем случае для практического курса «Анатомии человека», с целью достижения целей личностно-ориентированного подхода. Нужно отметить, что специфика учебного предмета влияет на возможность и соотношение применяемых методов и их элементов, на своеобразие приемов и средств предъявления информации. Но в любом случае методы выступают в качестве модели, на основе которых можно выстроить курс, соответствующий целям современного образования. Анализ образовательной ситуации в преподавании практического курса «Анатомии человека», проведенный с целью выявления основы для выбора методов обучения показал, что одной из серьезных проблем в изучении анатомии в университете является отсутствие учебника и учебных пособий, отвечающих современным требованиям. Большинство методических пособий представляют собой рекомендации для самостоятельной работы студентов на практическом занятии, в которые входят: краткая информация по рассматриваемому разделу анатомии, цели данного практического занятия, самостоятельные задания для студентов и средства, с помощью которых они могут самостоятельно достичь цели. С одной стороны такой подход современен и должен удовлетворять требованиям, предъявляемым сегодня курсу анатомии человека. С другой стороны он удовлетворяет только одному требованию преподавания в университете, которое предполагает самостоятельную работу студента. При этом многие утверждают, что преподаватель на практическом занятии должен помогать студентам освоить и усвоить материал, но каким образом он должен этот осуществить никто не говорит. В результате практическое занятие превращается либо в перечитывание лекции, но уже на наглядном материале, либо в полное отсутствие преподавания и как следствие исчезает система и логика курса. И в том и в другом случае это представляет сложность для восприятия студентами учебного материала. Из целей, определяемых для современного практического курса «Анатомия человека» обычно выполняются только две: изучить строение человеческого тела, выявить связи строения с выполняемыми функциями. Остальные вопросы просто не затрагиваются, но, как нам кажется, совсем не из-за нехватки времени, а из-за педагогической некомпетентности преподавателей. Например, такие поставленные в курсе цели как: изучить влияние факторов внешней среды на изменение органов и систем, выявить специфические особенности тела человека, отличающие его от животных, а также онтогенетическое и эволюционное развитие органов и систем и микроанатомия органов, никак не отражены в заданиях по каждой теме и в вопросах для самоконтроля. Для студента первого курса самостоятельное изучение этих вопросов - непосильная задача, а преподаватель не имеет литературы, которая бы предлагала варианты сокращения объема информации до времени, отведенного для практикума. Существуют способы решения этой задачи: изменить содержание курса, т.е. лекционный курс должен соответствовать обозначенным целям; изменить методический подход, т.е. разработать методику преподавания таким образом, чтобы она действительно являлась средством достижения поставленных целей в данных условиях. Из вышесказанного следует, что разработка принципов методики курса должна исходить из содержания и целей, поставленных данным курсом, в нашем случае «Анатомии человека». Но это не единственное условие, которое следует учитывать при преподавании практического курса. Не менее важным на наш взгляд является то, что предмет рассчитан на студентов первого курса. Неприспособленность студентов к методам вуза может привести к постепенному накоплению умственной и психической усталости, поэтому преподаватель при работе с первым курсом должен таким образом его разработать, чтобы он не привел к тяжелой стрессовой ситуации, которой, как показывают исследования подвергаются 75% первокурсников [2]. Кроме того, университетское образование предполагает профессиональное образование, т.е. не усвоение стандартного набора знаний, а умение связывать разные области науки с помощью полученных знаний. Поэтому очень важным является структурирование курса в целом и особенно методики преподавания, что дает возможность в рамках отведенного на курс времени создать целостную картину. Практический курс предполагает закрепление теоретического (лекционного) материала, углубление, расширение, детализирование знаний, полученных на лекции в обобщенной форме, и содействует выработке навыков профессиональной деятельности. А так же он развивает научное мышление и речь, позволяет проверить знания студентов и выступает как средство оперативной обратной связи. Поэтому, как нам кажется, для проведения занятия наиболее подходящими являются беседа и метод для коррекции изученного материала – иллюстративно-демонстрационный. Любое занятие по анатомии, как показывает результат исследования можно построить на основе следующих принципов: системность изучаемого материала, проблемность изученного материала, принцип обратной связи, принцип активности, интеграция междисциплинарных знаний. Первый принцип предполагает использование репродуктивного метода установочной беседы, с целью актуализировать и структурировать знания полученные в средней школе и в университете, выявить уровень знаний группы студентов. Таким образом, этот блок представляет собой введение в тему практического занятия. Второй, предложенный нами принцип реализуется с помощью постановки проблемных вопросов или эвристической беседы, ориентированных на связь с другими науками и областями знаний – сравнительной анатомией, физиологией, патологической анатомией, возрастной анатомией, онтогенетическим и эволюционным развитием органов и систем, а также микроанатомией органов. В этом случае реализуется так же принцип интеграции междисциплинарных знаний. Принцип обратной связи осуществляется в виде рассказа или эвристической беседы с использованием иллюстраций, схем, таблиц, муляжей и препаратов, является подтверждением для полученной в первых двух блоках информации и позволяет ответить на поставленные во втором блоке проблемные вопросы, если раньше у студентов было не достаточно знаний для ответа. Возможность самообучения – принцип активности – позволяет студентам самостоятельно еще раз просмотреть материал, записать то, что они считают нужным, проработать более сложные вопросы материала и задать преподавателю вопросы, если они возникли. Нам кажется, что такой подход к практическим занятиям позволит систематизировать знания студентов первого курса, что в дальнейшем облегчит восприятие совершенно нового материала и позволит сориентироваться в других биологических курсах, в основании которых лежит анатомия человека. А также, ориентируясь на психологическую особенность студентов – копировать преподавателя, даст им ответ каким образом подходить к разработке определенной темы, в том случае, когда им придется это делать самостоятельно. Таким образом, мы теоретически обосновали и спроектировали процесс обучения в рамках практического курса «Анатомии человека», на основании личностно-ориентированного подхода. Исследование носит прикладной характер и дает возможность преподавателю сориентироваться в методах, которые можно использовать при обучении практическому курсу «Анатомии человека». Подход, использованный в нашей работе, позволяет в рамках сокращенного курса выстроить целостную картину данной области науки, что является основной целью базового курса и основной задачей при подготовке профессионалов.
Литература 1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. \ С.И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 1995. - 448с. 2. Березовин Н.А. Адаптация первокурсников к педагогическому процессу вуза. \ Л.И. Морозова, Н.А. Березовин // Педагогика высшей и среднеспециальной школы. – Минск: Университетское, вып.2, 1988. - C 26-40. 3. Самыгин С.И. Педагогика и психология высшей школы. \ С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 544с. 4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. \ В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192с.
|