Курский государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
При изучении дисциплин естественно-научного цикла важным является организация самостоятельной работы студентов, которая наряду с освоением нового материала позволяет закрепить полученные знания, умения, навыки и активизирует их познавательную деятельность. Увеличение в государственном образовательном стандарте нового поколения объема часов, отводимых на самостоятельную работу, требует определения современных форм и методов для ее организации и проведения. При этом следует учитывать как общие подходы и принципы, так и специальные, диктуемые особенностями каждой изучаемой дисциплины в отдельности.
В рабочих программах блока дисциплин предметной подготовки специальности “Биология” содержание тем и разделов, выносимых на самостоятельное изучение, видов работы (экспериментальной, исследовательской, реферативной и т.д.) определяется требованиями валификационной характеристики выпускника.
Мы приводим примеры организации самостоятельной работы студентов по дисциплине федерального компонента и курсов по выбору. Дисциплина “Экология” преподается согласно рабочей программе, с учетом количества часов, выделенных на самостоятельную работу студентов по темам дисциплины. Элементы самостоятельной работы присутствуют на многих практических занятиях. Самостоятельная работа является обязательной формой учебной деятельности студентов. Так некоторые теоретические и практические вопросы, входящие в итоговые контрольные задания по экологии, рассматриваются только во время, выделенное для самостоятельной работы студентов. Практические занятия с экспериментальными работами, требующими длительного наблюдения и фиксации данных, предусматривают дальнейшую самостоятельную работу во внеаудиторное время. Преподавателем разработаны критерии оценки выполнения заданий по самостоятельной работе.
Самостоятельная работа выполняется всеми студентами по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия. На самостоятельную работу отводится определенное время на практических занятиях и специальное время в течение учебной недели, отведенное в соответствии с расписанием. Преподаватель определяет тип, объем и продолжительность заданий, инструктирует студентов о порядке выполнения работы, подводит итоги работы.
В соответствии с дидактическими целями самостоятельная работа студентов по дисциплине “Экология” включает в себя:
самостоятельную работу для усвоения новых знаний, доступных для понимания без объяснения их преподавателем (работа с основной и дополнительной учебной литературой в аудитории и дома: чтение текста, выписка тезисов, работа со словарем, справочником; изучение наглядного материала по плану и т.д.); составление и решение экологических задач качественного и количественного содержания, таблиц, схем; решение тематических кроссвордов, подготовка сообщений и т.д. для закрепления, повторения и обобщения изучаемого материала; письменные и устные работы фронтального и индивидуального характера для проверки и оценки знаний и умений студентов; домашние задания.
По методам и методическим приемам самостоятельная работа студентов классифицируется как:
практическая (рассмотрение раздаточного материала, например, гербариев экологических групп и жизненных форм растений, икропрепаратов представителей почвенной мезофауны; изготовление моделей экосистем и работа с ними; выполнение манипуляций по определению органолептических свойств воды; выделение и работа с почвенной альгофлорой и т.д.; изготовление наглядных материалов); работа с учебной, научной и научно-методической литературой (чтение текста ответа, аналитическая обработка текста, работа в системе Интернет); самостоятельные наблюдения учащихся в полевых и камеральных условиях (наблюдение по предложенному или самостоятельно составленному плану за объектами исследования в естественных, лабораторных или домашних условиях); работа по решению экологических задач (определение зон оптимума для различных организмов; оценка видового разнообразия и сходства биотопов с помощью индексов и коэффициентов; построение кривых выживания, роста численности популяций, пирамид энергии, численности, биомассы и т.п.).
Самостоятельная работа студентов организуется в двух формах: индивидуальной (работа с источниками информации, реферативная работа, курсовые и квалификационные работы, доклады и сообщения, составление тестовых заданий и схем-таблиц) и групповой (постановка экспериментов, иллюстрирующих закономерности влияния факторов окружающей среды на растения и животных, наблюдение за структурой лабораторных популяций насекомых, наблюдение за проявлением экологических закономерностей в природе, составление элементарных моделей экосистем и наблюдение за изменениями в них и т.д.).
Контроль выполнения и результатов самостоятельной работы студентов имеет своей целью выявление уровня усвоения учебного материала, проверку умений и навыков студентов и грамотности применения усвоенных знаний. Он имеет дифференцированный характер, проводится по намеченному плану, осуществляется в письменной форме, в форме докладов, отчетов, выступлений на студенческих конференциях, контроля правильности выполнения практических манипуляций, проверки умений пользоваться соответствующим оборудованием, а также в виде само- и взаимоконтроля.
Целью самостоятельной работы по дисциплине “Экология клетки” являются углубленное освоение полного объема теоретических и практических знаний по экологии клетки, формирование умения и навыков работы с современными микроскопами, освоение методов исследования клетки и умение их применять на практике, обучение “читать” микропрепараты, в том числе по патологии клетки, электроннограммы.
Самостоятельная работа по экологии клетки предполагает работу студентов: 1) на лабораторных занятиях; 2) в компьютерном классе; 3) в библиотеке; 4) в лаборатории в часы самостоятельной работы.
Направления самостоятельной работы:
Работа с литературой (учебниками, современными журналами, в Интернете); Освоение методов исследования клетки (изучение микроскопов разных видов и правил работы с ними, приготовление временных и постоянных препаратов,гистохимические методы исследования); Работа с микропрепаратами (строение клетки, патология клетки); Работа с электроннограммами; Составление логических графов; Работа с использованием компьютерных технологий (Интернет, тестовый контроль, обучающие программы); Выполнение курсовых и дипломных работ.
Результатом самостоятельной работы являются:
Реферат о современных достижениях науки по разным разделам, определяемым преподавателем; Сдача постоянных микропрепаратов, приготовленных разными гистохимическими методами; Демонстрация умений и навыков работы с разными моделями микроскопов; Демонстрация умений и навыков в “чтении” микропрепаратов; Демонстрация знаний электронногорамм.
Особенности самостоятельной работы по экологии клетки связаны с чрезвычайно трудоемким процессом освоения методов исследования, а также большими временными затратами и использованием дорогостоящего оборудования, красителей и химических реактивов. Поэтому необходима специализированная лаборатория, оснащенная современным оборудованием, реактивами и представляющая фундаментальную базу для цитологических исследований. В связи с тем, что имеются большие сложности в освоении методов исследования клетки, а также необходим контроль за изучением микропрепаратов, существенная часть самостоятельной работы по экологии клетки должна осуществляться под руководством преподавателя. И это не исключает того, что все направления самостоятельной работы должны быть снабжены пакетом
грамотно составленных методических разработок. При изучении экологии клетки рекомендуется обращать особое внимание на патологию клетки, степень ее выраженности, что связано с действием экологических факторов. При рассмотрении данного вопроса допускается использование базы цитологических лабораторий онкодиспансеров и больниц.
Одной из дисциплин экологического содержания является “Экология человека”. Включая в себя все выше перечисленные методы, методические приемы проведения и контроля, формы организации самостоятельной работы по этой дисциплине все же имеют ряд особенностей. Так, например, значительная доля индивидуальной работы связана с возможностью использования в качестве объекта исследований при изучении большого круга вопросов непосредственно самих студентов (исследование реакций адаптации своего организма к высоким и низким температурам; выявление наследственных признаков и признаков, появление которых может быть обусловлено влиянием внешней среды; определение хронобиологического типа и т д.).
В рамках групповой работы большая доля отводится экскурсиям (медико-генетичекие консультации, экологические лаборатории, урбоэкосистемы, АЭС, для изучения демографических аспектов возможно использование старых кладбищ, данных архива и т.д.) и экспериментальной работе (определение нитратов в различных пищевых продуктах, уменьшения содержания хлорофилла в листьях как биоиндикационный признак неблагоприятных условий среды, определение уровня радиационного воздействия и т д.).
При работе с научной литературой акцентируется внимание на международных документах, правовой охране окружающей среды и здоровья человека, программах экологической защиты населения России.
Очень важным в изучении дисциплин экологического содержания и особенно экологии человека является региональный компонент. Необходимо выделять основополагающие экологические факторы, которые действуют в данном регионе,вызывают ухудшение здоровья населения и изменение флоры и фауны.