Ростовский государственный медицинский университет, Волгоградский государственный медицинский университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Научно-технический прогресс связан с непрерывным увеличением объёма получаемой информации, который необходимо усвоить обучающимся на всех стадиях образовательного процесса. Особенно остро этот вопрос стоит в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ГОУ ВПО) медицинского профиля. Сложность освоения врачебных специальностей обусловливает необходимость поиска методов и технологий, обеспечивающих усвоение возрастающих объёмов информации в те же сроки обучения, какие были установлены десятки лет назад и до сих пор не пересматривались. Речь идёт о таких прогрессивных формах освоения учебных предметов, к которым относятся: концентрированное обучение, метод опор, структурирование, игровые технологии, метод проектов, модульно-рейтинговая система и другие. Интенсивное увеличение объёма знаний по всем предметам, введение программ ускоренного изучения предметных циклов, получение второго высшего образования — всё это требует аналитико-синтетической обработки учебно-научного материала с целью его свёртывания и компактного представления содержащейся в нём информации. Актуальность такого способа обработки учебного материала возрастает и в связи с увеличением количества учебников по всем дисциплинам, где один и тот же материал излагается по-разному.
И если в клинической медицине свертывание учебного материала достаточно легко осуществить за счет синдромного его представления (в виде деловой игры) как на лекции, так и на практическом занятии, то в теоретической медицине, в частности
– в гигиене подобный подход осуществить методологически весьма трудно, если, вообще, возможно. Выход видится в том, чтобы свернуть и компактно представить учебный материал путём использования фреймов. Термин «фрейм» ассоциируется с английским словом «framework» (каркас) и указывает на «аналитические леса» — некие подпорки, с помощью которых мы постигаем свой собственный опыт. По-другому, фрейм — стереотип, стандартная ситуация. Предвестником метода фреймовых опор можно считать метод опорных конспектов В.Ф. Шаталова, который и сейчас широко распространён в школьной практике, кое-где встречается он и в высшей школе, хотя почти исчерпал себя в связи с существенно возросшим информационным потоком. Метод опор был основан на визуализации учебного материала в виде рисунков, схем, графиков, формул, что позволяло сжимать информацию и весьма эффективно использовать зрительный канал, через который поступает от 80 до 90% всей информации.
Сегодня на смену опорным конспектам приходят фреймовые схемы-опоры. Фреймовая схема-опора представляет абстрактный образ стандартных стереотипных ситуаций в символах —своеобразную жесткую конструкцию (каркас), содержащую в качестве элементов пустые окна — слоты, которые многократно перезаряжаются информацией, в отличие от классических шаталовских опор, представляющих собой статичные картинки, включающие рисунки, схемы, графики, формулы конкретного параграфа. И опорные конспекты, и фреймовые схемы призваны сжимать текст. Принципиальное отличие в способах и масштабах компрессии. Фреймовая схема сжимает информацию в десятки и сотни раз, ибо она отражает стереотипную ситуацию. Как показывает практика, если студент использует фреймовые схемы-алгоритмы, то они достаточно легко укладываются в долговременной памяти. И поскольку количество схем невелико, их можно изобразить в виде плакатов или стендов и вывесить в учебной комнате. Если же позволяет компьютерное оснащение, то фреймы можно представить в виде красочных презентаций в Microsoft PowerPoint на большом выносном экране. Сущность фреймового подхода к организации знаний именно в смысловой компрессии учебного материала. Специфика смысловой компрессии в том, что она содержит одновременно два процесса усвоения: непосредственное свёртывание информации и языковое выражение свёрнутой информации.
Вид, степень и способ свертывания материала зависят от первоисточника – от его содержания, формы изложения, степени сложности и т.д. Необходимость обучать способам компрессии не вызывает сегодня сомнений, и квалифицированными педагогами не оспаривается, так как ее обучающий потенциал в методике преподавания чрезвычайно высок и еще не достиг предела. Безусловно, в этом виде преподавания есть и свои «подводные камни». В частности, сложность смысловой компрессии в том , что процесс свертывания информации требует от преподавателя, во-первых , значительного опыта работы необходимого для адекватного выделения из текста первоисточника стержневой информации, во-вторых, достаточно четкого владения способами представления сжатой информации в виде фреймовых моделей и схем. Фреймовое структурирование учебного материала по стабильной схеме: материал темы, главы, раздела или всего учебника привело нас к мысли выразить его как квадратную матрицу. Студентам предлагается выписать на отдельные листы формата А4 явления, понятия, законы ( не только названия, но и сущность).. Эта матричная схема-форма представляет постоянный каркас (фрейм), который применяется в неизменном виде к любой единице учебного материала, имеет “пустые ёмкости” (ящики, полки), куда перераспределяется и раскладывается структурированная информация любого параграфа (главы) учебника. Работа частично выполняется студентами дома, но, как показала практика, гораздо лучше, если её студенты проделывают в учебной комнате в качестве контрольного задания. Высокая эффективность усвоения структурированного материала по этой схеме объясняется тем, что весь учебный материал расслаивается и “раскладывается по полочкам”, а “полочки” указаны в фрейме, где графически представлены иерархии подтем, субтем, микротем и определены соотношения между денотатами. И, корме того, появляется возможность проследить уровни преподавания, уровни междисциплинарных связей, уровни требований практики, и на всех этих этапах согласовать единые уровни контроля знаний. В данной схеме, как мы себе это представляем, подтемы – это явления, понятия, законы; субтемы – формульные и неформульные понятия, формульные и неформульные законы; микротемы – понятия произведения и отношения анализируемых величин, их как прямо, так и обратно пропорциональные зависимости.
Характерность предлагаемой нами формы обучения в том, чтобы выполнить эту работу студент должен очень активно поработать с учебником. И, поскольку, строение большинства учебной литературы весьма хаотично, то приходится много раз пролистать материал учебника буквально “от корки до корки”, в процессе чего активно включается непроизвольная память. И подсознательно запоминаются формулы, формулировки понятий, законов, явлений, процессов. В результате даже “слабые” студенты начинают достаточно свободно ориентироваться в учебном материале, выделять главное в параграфе (теме), классифицировать элементы знаний, легче запоминают формулы, формулировки законов, понятий и хорошо знают содержание учебника. Функция педагога в этом случае смещается в сторону координатора, методолога, а действия студента приобретают характер внутреннего диалога с автором учебника. У преподавателя высвобождается достаточно времени для консультативной, а не репродуктивной деятельности, которая является на сегодня существенным”педагогическим тупиком”. Фреймовый подход к организации знаний способствует не только свёртыванию и сжатию информации, но и дифференцированному включению доминантных психических функций индивида в ответ на предъявляемую учебную нагрузку. Между опорным конспектом и фреймовой схемой, представленной в форме денотатного графа, есть сходство и разница. Сходство в том, что оба обладают наглядностью и апеллируют к образному мышлению. Отличие в том, что опора – концентрированный конспект параграфа на странице – представляет неизменяемый набор рисунков, схем и формул, включающий в мыслительную деятельность образную память. Фреймовые же схемы – это конструкции, в которые загружается обновляющаяся информация в концентрированном виде. Например, схемы- алгоритмы решения задач определенного типа являются фреймами-сценариями, в которых меняются лишь условия, цифровые данные, а действия остаются теми же от задачи к задаче. Наш опыт говорит о том, фреймовая система представления информации существенно интенсифицирует процесс обучения, повышая не только скорость обучения, но и его качества.