СУРГУ, (г. Сургут)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы VIII конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2007. – 273 с.
Скачать сборник целиком
Проблема изучения состояния фактического питания у студенческой молодежи является весьма актуальной, поскольку ее решение позволит выявить адаптационные резервы организма и наметить профилактические мероприятия по предотвращению развития патологических процессов в организме. Цель данной работы — гигиеническая оценка фактического питания студентов медицинского факультета Сургутского Государственного университета.
Под наблюдением находились 66 студентов (47 девушек, 19 юношей) в возрасте от 18 до 24 лет. Состояние фактического питания изучали анкетно-опросным методом по меню-раскладкам, таблицам химического состава продуктов [1,3]. Полученные данные сравнивали с нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения [2].
Студенты относятся к I группе интенсивного труда — работники преимущественно умственного. Результаты детального анализа по трем основным пищевым компонентам (белки, жиры, углеводы) представлены в табл. 1, из которой видно, что общее содержание белков в пищевых рационах девушек ниже физиологической нормы у 42,6%, превышает — у 34,0% и только у 23,4% соответствует оптимальному количеству; у юношей ниже физиологической нормы у 10,5%, превышает — у 78,9% и соответствует норме у 10,5%. Известно, что источниками биологически ценных белков являются молоко и молочные продукты, яйца, мясо, рыба, печень и ряд других субпродуктов I категории. Однако их потребление студентами значительно ниже рекомендуемых величин. Более 50% от общего количества белка в их пищевом рационе приходится на белки растительного происхождения, они усваиваются организмом лишь на 83—85% в отличие от животных белков, усвояемость которых составляет 97%. Таким образом, несмотря на достаточное поступление в организм белка, он имеет низкое биологическое качество.
Общее содержание жирового компонента в пищевом рационе у девушек 42,6 % ниже физиологический потребности, у 34,0% - превышает ее; у юношей 21,0% - ниже нормы, у 57,9% выше нормы. Недостаточное поступление в организм жира может явиться причиной нарушений функций центральной нервной системы, ослабления иммунитета, патологических изменений, почек, органов зрения, нарушает функцию печени, понижает возбудимость коры головного мозга.
Уровень потребления углеводов в большинстве случаев у девушек (55,3%) ниже физиологической нормы и в 34,0% случаев превышает рекомендуемые величины; у юношей 42,1% ниже нормы и 31,6% выше нормы. Низкий уровень глюкозы в крови в сочетании с интенсивной умственной работой может привести к возникновению головных болей, снижению работоспособности, памяти и внимания.
Анализ содержания витаминов в пищевом рационе студентов показал, что в среднем отмечено недостаточное содержание витаминов А, В2, РР, С как у юношей, так и у девушек; концентрации витаминов В1 у юношей — превышают рекомендуемые нормативы.
Наибольший дефицит отмечается по витаминам А, В2, РР, С, что, видимо, связано с низким уровнем употребления в пищу хлебопродуктов из муки грубого помола, а также свежих овощей и фруктов, особенно в зимне-весенний период года.
Индивидуальные колебания минерального состава пищи изучаемого контингента - наиболее дефицитными являются кальций и фосфор, которые играют важную роль в формировании костной ткани, поддержании ионного равновесия и других обменных процессов. Превышение от физиологической нормы отмечено в отношении железа. Учитывая отрицательное влияние на уровень железа психоэмоционального напряжения, а также способность организма адаптивно понижать всасывание железа в кишечнике при его избыточном поступлении, можно считать это превышение несущественным.
Таким образом, анализ рационов питания студентов медицинского факультета выявил несоответствие их химического состава физиологическим потребностям организма в пищевых веществах и энергии, что отражается на состоянии пищевого статуса и отрицательно влияет на показатели здоровья и работоспособность.
Необходима гигиеническая рационализация питания студентов с расширением ассортимента полноценных натуральных продуктов, увеличением количества овощей, фруктов, молочных продуктов, а также блюд из рыбы и мяса, соблюдением режима питания.
Таблица 1
Суточное потребление белков, жиров, углеводов студентов юношей
|
|
Процент лиц с
содержанием компонента |
Пищевой
компонент |
Физиологическая норма, г 10% |
соответствует норме |
ниже нормы |
выше нормы |
Белки |
72,0 |
10,5 |
10,5 |
78,9 |
Жиры |
81,0 |
15,8 |
21,0 |
57,9 |
Углеводы |
358,0 |
26,3 |
42,1 |
31,6 |
|
Суточное
потребление белков, жиров, углеводов студентов девушек |
Пищевой компонент |
Физиологическая норма,
г 10% |
Процент лиц с содержанием компонента |
соответствует
норме |
ниже нормы |
выше нормы |
Белки |
66,0 |
23,4 |
42,6 |
34,0 |
Жиры |
73,0 |
10,6 |
36,1 |
55,3 |
Углеводы |
318,0 |
10,6 |
55,3 |
34,0 |
Список литературы:
1. Скурихин И.И. Химический состав пищевых продуктов. - М.-1994г.
2. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для групп населения - 1992г.
3. Покровский А. А. Химический состав пищевых продуктов. - М.-19976г.
|