МУЗ ДГКБ (г. Благовещенск)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы VIII конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2007. – 273 с.
Скачать сборник целиком
Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжелое заболевание, обусловленное перинатальным или натальным поражением головного мозга, ведущее к инвалидности. Речевые нарушения у детей с ДЦП, имеющиеся в 90% случаев, значительно затрудняют адаптацию больных в общении. Нами было обследовано 22 ребенка (3-9 лет), страдающих детским церебральным параличом с гиперкинетической формой, которые имели разную степень речевых нарушений.
Нами использованы следующие методики для оценки психофизиологических особенностей детей и их родителей - личностный опросник (Г. Айзенка), тест диагностики тревожности (Р.Теммла, Спилбергера), «Несуществующее животное», «Анализ семейных отношений» Э. Г. Эйдемиллера, тест Люшера, позволяющие определить эмоциональное состояние ребенка, родителя и особенности их взаимоотношений. Мы выявили у 76% обследованных детей высокий уровень тревоги, страхи у 82% детей, эмоциональную нестабильность у 60% детей, агрессию у 40% детей, нарушения взаимоотношений в семье - в 75% случаев, что в большинстве случаев затрудняло коррекционную работу логопеда.
Были использованы АРТ- терапевтические методы коррекции, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотера-пия (в течение 4 месяцев). При повторном тестировании у детей и родителей значительно снизился уровень личностной и ситуативной тревоги (в 58% и 62% соответственно), у 43% детей исчезли страхи, дети стали более уравновешенными (в 56% случаев), в 55% улучшились взаимоотношения в семье.
Значительно увеличилась эффективность работы логопеда после психологической коррекции выявленных особенностей детей и родителей, что во многом обусловлено положительным эмоциональным настроем ребенка, гармоничностью отношений в диаде мать-ребенок, формирование которых является важной частью комплексного медико-социально-психологического сопровождения детей с ДЦП.
|