СГМУ (Архангельск)
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам пятого конгресса молодых ученых и специалистов «Науки о человеке» / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича.- Томск, СибГМУ.- 2004.- 413 с.
Скачать сборник целиком
Широкое внедрение в учебный процесс компьютерной техники является характерной чертой современного школьного образования. Вместе с тем разработка физиологических аспектов влияния работы на компьютере на здоровье школьников остаются малоизученными. По данным исследований Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН занятия с использованием ПЭВМ могут привести к снижению функционального состояния центральной нервной системы и работоспособности, появлению жалоб на зрительное и общее утомление. Высокие уровни низкочастотного магнитного поля от монитора могут стать причиной снижения иммунитета. В связи с этим целью данной работы явилось изучение показателей гуморального иммунитета у детей и подростков, работающих на компьютере.
Материалы и методы. В данную разработку включены сведения об исследовании 78 человек - детей, подростков, в возрасте 8-16 лет, проживающих в г. Коряжма Архангельской области. Были выделены две группы наблюдения: Г - дети, работающие на компьютере не менее 2-3 лет (имели компьютер в домашних условиях) и ГГ - контрольная.
Концентрацию иммуноглобулинов (Ig) классов А, М, G в плазме крови определяли методом радиальной иммунодиффузии в геле по Манчини. Уровень циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) -турбодиметрическим методом путем преципитации с полиэтиленгликолем.
Результаты и их обсуждение. Анализ показателей гуморального иммунитета выявил различие в уровнях функционирования иммунной системы в исследуемых группах. 52,1% школьников II группы имели нормальные значения Ig А. У обследованных детей I группы нормальный уровень Ig А наблюдался только у 37,1%. В результате дефицит Ig А испытывали 57,1% детей и подростков. Кроме того, средний показатель уровня Ig А у детей компьютерной группы был достоверно ниже, по сравнению с контрольной группой (р<0,05). Это может свидетельствовать о снижении местной защиты и быть следствием перенапряжения системы гуморального иммунитета у школьников, работающих на компьютере.
У детей и подростков контрольной группы (II - 27,0%) выявлено увеличение Ig М, особенно у девочек. В компьютерной группе 11,4% школьников имели уровень данного иммуноглобулина ниже пределов физиологической нормы. Обращает внимание дефицит иммуноглобулина G у школьников. В то время как Ig G является основным циркулирующим компонентом гуморального звена иммунитета. Нормальные величины Ig G отмечены у 14,3% детей I группы и 27,0% - II группы. Таким образом, 86% детей компьютерной группы имели дефицит Ig G.
Выраженное напряжение иммунитета было выявлено при анализе ЦИК. Средние величины в группах (74,9±8,4 усл.ед - II группа, 65,1±10,9 усл.ед. - I группа) превышали нормативные показатели. Доля лиц с повышенными концентрациями ЦИК среди детей II группы составила 45,8%, I - 42,9%. По данным Жилина Л. П. и соавт. (1999) высокие уровни в крови ЦИК нарушают микроциркуляцию, нормальную диффузию в почках и могут способствовать развитию сосудистой патологии.
Заключение. Полученные результаты в целом по району исследования свидетельствуют о выраженном напряжении иммунитета у детей и подростков. У школьников контрольной группы дисбаланс гуморального звена иммунитета проявляется повышением содержания Ig М относительно верхней границы нормы, свидетельствующее об активизации гуморального звена иммунитета. Напряжение иммунной системы у школьников, пользователей ПЭВМ реализуется снижением уровней содержания сывороточных иммуноглобулинов; наиболее часто и резко этот процесс касается Ig А Кроме того, в группах исследования выявляется большой процент лиц с дефицитом иммуноглобулина G, вне зависимости от пола и возраста.
|