|
Иркутский государственный медицинский университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2008 год, Том 5, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Индикатором качества жизни населения является его здоровье, которое в своих измерениях интегрирует и обобщает все многообразие составляющих сторон жизни человека. В настоящее время чрезвычайно актуальным является изучение здоровья студенческой молодежи, которая представляет особую социальную группу, объединенную определенными возрастными границами, интенсивным умственным трудом, образом жизни и менталитетом.
Обучение в вузе, особенно в медицинском, даже при самых благоприятных условиях, всегда связано с большими интеллектуальными и психосоматическими перегрузками у студентов. Необходимо помнить, что организм студентов является наиболее незащищенным и уязвимым к воздействию различных средовых факторов, в том числе специфичных для высшей школы. Адаптация к ним представляет сложный многоуровневый процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма, что в сочетании с постоянным умственным и психофизиологическим напряжением, а также нарушением режима труда, отдыха и питания может привести к развитию целого ряда заболеваний.
Длительность и успешность процесса адаптации во многом зависит от функциональной готовности, которая определяется в том числе достигнутым уровнем физического развития бывших школьников.
В связи с вышеизложенным, в Иркутском государственном медицинском университете с целью оценки физического развития было обследовано 147 студентов-первокурсников, из них 30,1% юноши, 69.9% – девушки в возрасте преимущественно 17-19 лет. По месту предыдущего проживания обследуемые распределились следующим образом: 59,9% - жители села, 40,1% - города.
Изучение физического развития проводилась общепринятыми антропометрическими методами, оценка – по шкалам регрессии. Основные результаты исследования свидетельствует о том, что большинство студентов-первокурсников (65,8%) имеет гармоничное физическое развитие. Однако, при сравнении физического развития в зависимости от пола обращает на себя внимания достоверно большее число юношей имеющих дисгармоничное развитие с пониженной массой тела (36,9+ 8,9 у юношей, против 9,0+3,0 у девушек). Соответственно 79,0+8,8 девушек имеют гармоничное развитие, тогда как у юношей данный показатель равен лишь 36,9+8,9. Значительных различий в уровне физического развития у сельских и городских жителей не выявлено.
Таким образом, изучение физического развития студентов первого курса медицинского вуза выявило преимущественно гармоничное физическое развитие, однако вызывает тревогу достаточно большой процент студентов-юношей, имеющих дисгармоничное и резко дисгармоничное развитие с пониженной массой тела. Полученные результаты являются основанием для разработки и внедрения оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию физического развития, а также на успешность процесса адаптации к обучению в вузе.
Похожие статьи:
|