Ставропольский государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2008 год, Том 5, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
К основным проблемам современной педагогической психологии относятся:
- проблема взаимосвязи задатков и способностей у студентов;
- проблема диагностики и развития способностей при выборе профессии.
На сегодняшний день самой актуальнейшей проблемой выступает подготовка к олимпиаде в Сочи 2014. Своими корнями Олимпийские игры уходят в доисторическую эпоху. Игры проводились ещё в 776 г. до н.э. в г. Олимпии на берегу реки Алфей. Последние Олимпийские игры античности состоялись в 393г. до н.э.
Возрождение Олимпийских игр связано, прежде всего, с именем француза Пьра де Кубертена. Он был не просто прекрасным гребцом и гимнастом, но ещё и великим педагогом, гуманистом, человеком очень высокой культуры. Этого энтузиаста давно уже беспокоило ненормальное положение, существующее в спорте, между спортсменами не было единства. Серьёзно обдумав положение, он пришёл к выводу, что устранить все эти пороки можно лишь одним путём. Необходимо учредить регулярные международные состязания, где были бы равны все виды спорта и в которых могли бы принимать участие спортсмены всех стран и народов.
Но не надо было придумывать ничего нового, ибо такие состязания уже существовали в античное время. 6 апреля 1886г. в Афинах Игры были открыты.
Олимпийские игры – это не способ выжать мировой рекорд любой ценой. В них не должно быть чрезмерного увлечения физической силой, которая становится самоцелью. Если попытаться чётко себе представить, какие черты объединяют античный спорт и современный, то главной окажется стремление к гармоническому развитию личности.
Необходимым условием гармонического развития человека является достаточная двигательная активность. Проблема двигательной активности волновала человечество ещё в древние века. Связь психомоторики с медициной мы находим в средневековом мире у Авиценны. Ему принадлежало самое значительное после Галена учение о психофизиологических функциях.
Многие века передовые ума человечества мечтали о гармоническом развитии личности, то есть о всестороннем развитии физических качеств, умственных способностей и высокой нравственности человека.
Актуальность проблемы диагностики и формирования способностей обусловлена тем, что она была и остаётся базисной проблемой психологии, и её дальнейшая разработка связана с логикой развития психолого-педагогической науки и определяет её теоретико-методологический уровень.
В России эти идеи настойчиво пропагандировали В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Б.М.Теплов, С.Л.Рубенштейн, А.Н.Леонтьев.
Видный русский учёный Лесгафт Пётр Францевич (1837-1909), руководствуясь принципом сенсомоторного единства, разработал теорию физического образования, в качестве главной цели которого утверждались «сознательная физическая работа». Тем самым физические упражнения подчинялись более широкой задаче общего психофизического формирования личности. Не развитие мышечного, исполнительного аппарата самого по себе, а в первую голову развитие умения им управлять становилось ключевым для теории и практики физического воспитания.
Сегодня многие учёные подчёркивают актуальность развития психомоторных способностей. По мнению Озерова В.П. «Психомоторные способности – это ядро двигательных способностей, связанное с произвольным отражением двигательной активности за счёт тонкой дифференцированной чувствительности, адекватных двигательных представлений, воображения, памяти; обеспечивающее эффективное управление движениями и двигательными действиями на основе точного самоконтроля и саморегуляции. (Озеров В.П., 1989).
Исходя из концепции Анохина П.К., мы видим, что «Двигательная деятельность человека характеризуется чрезвычайной динамичностью. Для целесообразной ориентации и взаимодействия со средой человеку необходим определённый уровень развития проприоцептивной чувствительности к движениям. Развитие проприоцепции неотделимо от прогресса нервной системы в целом, которая специализировала и значительно снизила порог чувствительности организма к определенным жизненно важным воздействиям на него…»
Дети, молодёжь, да и взрослые люди под влиянием Олимпийских игр, их достижений, рекордов и чемпионов – факторов большой притягательной силы охотнее приобщаются к физкультуре, приобретают ценнейшую и благотворнейшую потребность в систематических спортивных упражнениях.
Россия готовится к проведению первых в истории страны Зимних олимпийских игр на самом высоком уровне. Об этом заявил в ходе финальной презентации член Международного олимпийского комитета от РФ Виталий Смирнов.
«Мы все мечтаем о том, как будет жить будущее поколение, - сказал он. – И мы должны предоставить ему возможность воплотить эти мечты. Сочи сделает всё, чтобы предоставить юным гражданам всего мира возможность воплотить их мечты».
Кроме того, уверен Смирнов, игры в Сочи станут источником перемен. Сочи предлагает возможности создания важного наследия для зимних видов спорта, для здорового развития детей и самое главное - для олимпийского движения.
Олимпийский спорт сегодня идёт в ногу с последними достижениями научно-технического прогресса. Современные спортивные рекорды это уже результат совместных усилий не только спортсмена и тренера, но и, как правило, специалистов смежных наук: биологии и педагогики; механики и физиологии; биохимии и психологии.
Чтобы воспитать высокопрофессиональных спортсменов и тренеров надо провести ряд психологических диагностических и развивающих мероприятий.
В активном отборе и ориентации спортсменов необходимо использовать не двигательные умения и показатели физического развития, а бинарный критерий – высокий исходный уровень прогностически значимых психофизиологических характеристик и темп роста физических качеств и психомоторных способностей. Это подчёркивает актуальность в подготовке высокопрофессиональных тренеров. Факультет ФК СГУ даёт академическое образование, не обращая внимание на способности обучаться выбранной специальности и потом работать тренером. Перед психологической службой стоят проблемы: диагностика и развитие когнитивномоторных и когнитивноинтеллектуальных способностей студентов спортсменов; обучение высокопрофессиональных тренеров отбору юных студентов с помощью экспресстестирования психомоторных и познавательных способностей.
Похожие статьи:
|