Эта работа опубликована в сборнике научных трудов "Естествознание
и гуманизм" (том 6, №1, 2010 год) под редакцией проф., д.б.н.
Ильинских Н.Н.
Посмотреть
титульный лист сборника
Скачать
сборник целиком (8,5 мб)
Реформирование образовательной системы высшей школы, интенсификация учебной деятельности и переход от традиционной организации учебного процесса к инновационным технологиям, существенным образом повышает требования к состоянию здоровья студентов, среда которых формируется из тех же самых детей и подростков, уже в школьные годы имеющих многочисленные заболевания.
Необходимо помнить, что обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного. Особенно в затруднительном положении находятся студенты младших курсов. С одной стороны они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей. С другой – само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д.
В связи с этим возникла необходимость в комплексной оценке физического здоровья студентов I курса высших учебных заведений для разработки программы по их оздоровлению.
Наиболее информативным и тесно коррелирующим с величиной максимального потребления кислорода (МПК) являются такие показатели как: «двойное произведение» - индекс Робинсона, индекс Руфье, индекс Кетле. Эти индексы не только связаны с МПК, но и целым рядом показателей физической подготовленности и острой респираторной заболеваемостью. Таким образом, комплекс оценки физического здоровья состоит из трёх морфофункциональных показателей, имеющих наивысшую степень взаимосвязи с энерговооружённостью организма и уровнем общей выносливости и предлагается нами для включения в систему экспресс-оценки физического здоровья в ходе периодического осмотра.
Исследованием было охвачено 397 студентов 1-го курса Иркутского государственного медицинского университета. Из них было 17,4% юношей, проживающих постоянно в городских условиях и 5,3% юношей-сельчан, среди девушек 58,8% постоянно проживает в городе и 17,6% являются коренными жителями сельской местности.
Установлено, что более высокий уровень физического здоровья показали студенты-сельчане. Студентов со средним, выше среднего и высоким уровнем физического здоровья соответственно 28, 37 и 23%%. Тогда как количество студентов с низким и ниже среднего уровнем физического здоровья в городе на 10% больше, чем в селе.
При анализе уровня физического здоровья в зависимости от пола установлено, что юноши имеют более высокие значения физического здоровья. Так, если количество девушек и юношей, имеющих средний уровень физического здоровья примерно одинаков, то число юношей, имеющих уровень физического здоровья выше среднего и высокий 58%, тогда как девушек-47%. В то же время 22% девушек имеют физическое здоровье ниже среднего и низкое.
Таким образом, в результате исследований установлена, зависимость уровня физического здоровья от условий предыдущего проживания. Достоверно более высокий уровень физического здоровья определяется у студентов, проживающих в сельской местности. Кроме того, выявлена зависимость физического здоровья от пола, более высокий уровень отмечается у студентов-юношей.
Внедрение методики оценки физического здоровья в план медицинских осмотров позволит разработать для студентов, характеризующихся низким или ниже среднего уровнем физического здоровья, рациональный оздоровительный режим, что даст возможность в большей степени нивелировать негативное влияние особенностей учебного процесса в ВУЗе и предотвратить неблагоприятные изменения в состоянии здоровья студентов.