Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 68-й научной итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 20-22 апреля, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
В Томской области реализуется приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения, направленный на повышения качества и доступности медицинских услуг. При реализации любых проектов подобного масштаба, затрагивающих жизнь региона, очень важной составляющей программных мероприятий является поддержание постоянного контакта с населением области, в том числе через средства массовой информации. В данном случае речь идет не только о формировании общественного мнения о деятельности государственных структур, но и возможности посредством такого общения контролировать исполнение проекта непосредственно на местах. Главным источником информации являются потребители медицинских услуг, поскольку для них, в конечном счете, и проводится реформирование системы.
Департамент здравоохранения вел подобную работу с самого начала реализации проекта (2004 год), однако она не имела планомерного характера и масштаба, позволяющего в полной мере взаимодействовать с населением Томской области.
В 2008 году, в процессе работы по подведению предварительных итогов проекта и формированию дальнейших задач по повышению качества и доступности медицинской помощи в регионе, возникла острая необходимость в установлении тесного взаимодействия с населением и предоставлении достоверной и объективной информации в СМИ.
В рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения должны быть освещены:
• Поддержка первичного звена – первое направление нацпроекта «Здоровье», цель - усиление роли первичного звена в процессе оказания медицинской помощи. Средство - ежемесячные денежные выплаты.
Проблема PR: понимание врачом дополнительной ответственности, возлагаемой на него одновременно с увеличением заработной платы.
Средства PR: информационно-просветительская работа с медперсоналом: во-первых, необходимо постоянно напоминать врачу о его ответственности за принятые решения; во-вторых, нужно предоставлять врачу всю информацию о работе системы, изменяющихся условиях внешней среды.
• Дополнительная диспансеризация. Ее идеология проведения направлена на раннее выявление социально значимых заболеваний, являющихся основными причинами инвалидизации и смертности населения.
Проблема PR: понимание гражданами и медиками необходимости проведения ДД.
Средства PR: аналогичные.
Дополнительная нагрузка PR: Снижение заболеваемости и смертности по данным группам заболеваний напрямую связано с информационной профилактикой – каждый человек должен знать о рисках приобретения той или иной патологии, а каждый «хронический» больной должен обладать полной и достоверной информацией о мерах борьбы со своим заболеванием.
• Иммунизация. Одним из ее результатов является стабилизация показателей инфекционной заболеваемости, а также наблюдается тенденция к снижению уровня госпитализации и числа случаев временной нетрудоспособности по поводу инфекционных заболеваний.
Проблема PR: понимание населением необходимости вакцинации, страх побочных эффектов.
Средства PR: Процесс иммунизации обязан проходить совместно с работой по информированию населения о преимуществах вакцинации, а также возможностью принять участие. Только в этом случае возможно обеспечить максимальных охват необходимых категорий населения.
• Подготовка и переподготовка кадров.
Важность категории PR в данном направлении заключена в двух ключевых позициях. Врач должен располагать всей необходимой для процесса обучения информацией о текущей ситуации в отрасли, одновременно с этим пациент имеет право знать (право потребителя на достоверную информацию в соотв. с «Законом о защите прав потребителей) уровень квалификации медицинского персонала и возможности учреждения, в которое он обращается. Только при наличии полной информации пациент может выбрать медицинскую организацию, наиболее полно соответствующую его потребностям.
Решение данных вопросов можно реализовать с помощью формирования некого информационного пространства, в котором бы содержалась объективная информация (нерекламного характера) о всех медицинских организаций и специалистах региона.
• Высокотехнологичная помощь - медицинская помощь, выполняемая с использованием сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, высококвалифицированными медицинскими кадрами.
Проблема PR: знание специалистами порядка оформления документов, патологий подлежащих данному виду помощи, информированность больных о возможности оказания ВТП.
Средства PR: формирование общедоступных источников информации, разъяснения через СМИ.
Что касается федерального пилотного проекта, то его целью является отработка системы финансирования, в первую очередь, стационарных медицинских учреждений с ориентацией на конечный результат, с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование.
Одной из главных проблем в реализации всех направлений проекта следует отметить непонимание участниками проекта его важности и механизмов реализации. Эту проблему можно решить лишь при насыщенной информационной нагрузке – активном разъяснении целей, задач и мер по их выполнению.
В связи с этим важную роль имеет направление «Информационная поддержка реализации пилотного проекта» и его целевые индикаторы:
• доля учреждений, имеющих свой сайт в Интернет, среди всех учреждений, участвующих в реализации пилотного проекта (%),
• доля учреждений здравоохранения, опубликовавших (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет о медицинской и финансово-хозяйственной деятельности (%).
Таким образом, именно с помощью информационного пространства и PR-технологий можно достичь наиболее эффективного взаимодействия субъектов-участников проекта. Следует подчеркнуть также важность создания пространства с горизонтальной структурой, когда каждый его участник находится по своим возможностям предоставления информации наравне с остальными, вне зависимости от иерархии связей и соподчиненностей самих организаций. Только при партнерском взаимодействии участников медиапространства возможен максимальный эффект.