Кафедра гимнастики и спортивных игр
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 68-й научной итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 20-22 апреля, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Тип личности – это абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей. Комплекс устойчивых компонентов личности составляет: темперамент, характер, способности и мотивация. Тип личности обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду. Адаптация к новым социально-экологическим условиям, постоянная возрастающая интенсификация учебного процесса, значительные умственно-эмоциональные нагрузки на фоне ограниченного двигательного режима вызывают напряжение регуляторно-компенсаторных механизмов [1, 3]. Рост заболеваемости студентов на фоне снижения общего уровня их психофизического развития отмечают многие авторы. Функциональные изменения в адаптационном периоде стоит рассматривать как вполне естественную адекватную реакцию на особенности студенческой жизни, возникающие в результате физических нагрузок и нервно-психических напряжений и исчезающие после физиологической перестройки органов и систем [2]. Наряду с этим психофизиологическая перегрузка может сказаться на напряжении адаптационно-приспособительных возможностей организма, а затем перейти в состояние истощения [2, 3].
Материалы и методы. В наблюдении участвовали студенты (N=467, 17 лет, юноши) гуманитарных, физико-технических и математических факультетов Томского государственного университета. Были обследованы учебные группы студентов 2 вариантов спортивно-видовых технологий (футбол, каратэ) и технологии общефизической подготовки (ОФП). Все обследуемые юноши входят в основную медицинскую группу. Обязательными условиями при формировании групп спортивной направленности были: заключение врача, пожелания студентов, а также результаты конкурсного отбора. В учебные группы общефизической направленности были зачислены студенты не прошедшие конкурсного отбора в спортивные специализации, либо имеющие в качестве основного мотива получение зачета по физическому воспитанию. Кроме того, дополнительным критерием включения было наличие информированного согласия. Критерии исключения включали в себя несоответствие по возрасту, наличие спортивного разряда (1-3 взрослый, КМС, МС), отсутствие информированного согласия. Для определения свойств темперамента был проведен очный массовый опрос с использованием опросника Б.Н. Смирнова. Для определения хронотипа человека была использована анкета Остберга в сокращенном варианте.
Результаты и обсуждение. Результаты исследования позволили определить объективные количественные оценки свойств темперамента. Обработка результатов тестирования начиналась с определения достоверности ответов испытуемого по показателю искренности. Было выявлено 20% (92/467) случаев недостоверных ответов. Таким образом, в дальнейшей обработке и интерпретации результатов тестирования участвовало 375 анкет. Согласно категоризации типа личности по шкале «экстраверсия-интроверсия» большинство респондентов выборки (74% (277/375)) относятся к экстравертам. Экстраверты ориентированы в своих проявлениях вовне, на окружающих, в отличие от интровертов которые ориентированы вовнутрь или на себя. Помимо этого экстраверсия и интроверсия являются принципиально различными способами психологической адаптации. При оценке адаптации психических процессов к меняющимся условиям среды у 51% (192/375) отмечается снижение приспособляемости и переключаемости психических процессов (очень высокая и высокая ригидность). Степень ригидности связана не только с индивидуально-психологическими характеристиками конкретного индивида, но и со спецификой сложившейся ситуации, в рамках которой реализуется деятельность. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной возбудимости и впечатлительности. Большинство опрошенных респондентов (51% (192/375)) эмоционально уравновешенны. Выраженность таких свойств темперамента как темп реакции и активность в деятельности находится на среднем уровне (47% (175/375)). По характеру суточных биоритмов физической активности возможно разделение людей на 3 хронотипа. После обработки результатов анкеты Остберга было получено следующие распределение долей хронотипов: утренний («жаворонок») – 39% (184/467); дневной («голубь») – 57% (267/467); вечерний («сова») – 4% (16/467).
Заключение. Таким образом, полученные данные позволяют охарактеризовать тип личности исследуемой выборки. По каждому из параметров были определены факторы, которые могут влиять на течение компенсаторно-приспособительных реакций.
Список литературы:
1. Исследование механизмов формирования, развития и сохранения психофизичсекого здоровья учащихся в динамике обучения / Г. А. Кураева, М. И. Леднова, Г. И. Морозова, Л. Н. Иваницкая // Валеология. – 2002. - №3. – С. 60-65.
2. Коваленко Т. Г. Биоинформационные оздоровительные технологии в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем / Т. Г. Коваленко. – Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999. – 120 с.
3. Осадчая Е. А. Материалы по адаптации к учебному процессу и валеологические показатели здоровья студентов различных психофизиологических групп / Е. А. Осадчая // Валеология. – 2003. - №4. – С. 16-20.