Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Физическая культура выступает как неотъемлемая часть образа жизни студента, является областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, способствует физическому совершенству и, что не мало важно, обеспечивает рациональное проведение свободного времени.
Физическое совершенство, к которому должны стремиться студенты, отражает такую степень физического развития, овладения двигательными навыками и умениями, которая позволит им наиболее полно реализовать свои творческие возможности. Физическое совершенство напрямую зависит от эффективности занятий физической культурой, использованию в них разнообразных методов и средств.
Использование метода проблемного обучения на занятиях физической культурой со студентами существенно улучшает их продуктивность, повышает активность занимающихся, формирует творческий ход обучения. Метод проблемного обучения является переходным от исполнительской к творческой деятельности.
Физическая культура требует усовершенствования движений для достижения конкретной поставленной цели. При любом двигательном акте ставится определенная двигательная задача и эффект действия будет заключаться в правильном ее решении, а варианты которого могут быть различны. Данные задачи требуют поиска путей решения.
Фактически преподаватель дает готовый вариант решения двигательной задачи, т.е. обучающие идут по проторенной дороге, задействуя лишь свою память, а мышление почти не играет никакой роли. В настоящее время актуальным является необходимость развитие нового способа мышления у студентов на занятиях физической культурой, что сформирует их интерес к предмету.
При использовании метода проблемного обучения первостепенное значение имеет мышление, ставится задача и студенты должны сами найти варианты ее решения, т.е. из пассивного обучения ученик превращается в активного мыслителя, создателя своего подхода к решению задачи.
Проблемное обучение можно начинать использовать с первого курса. Но на первых занятиях студенты еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.
Одним из видов проблемного обучения является проблемно-поисковая беседа. В ходе ее преподаватель ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний.
Проблемно-поисковые упражнения применяются в том случае, когда ученики могут самостоятельно по заданию учителя выполнять определенные виды действий, которые подводят его к достижению более эффективного результата. Например, задание в двух вариантах воспитания выносливости со свободным выбором учащихся.
Ценным видом проблемных практических работ являются исследовательские работы, в ходе которых студенты самостоятельно приходят к правильному результату. Такие работы ставят перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени и энергии студентов и преподавателей. Например, сделать выводы можно только при анализе подготовки на протяжении нескольких недельных микроциклов.
Проблемные ситуации ставятся преподавателем по принципу от простых к сложным. Наиболее простым является развитие физических качеств, используя несколько вариантов для их развития. При выполнении заданий основном студенты выбирают способ с большей интенсивностью и меньшей монотонностью (например, вместо равномерного кросса 4 км – фартлек на 2км).
Значительно труднее решаются проблемные задания, в ходе которых студенты должны усвоить умения и навыки. Преподаватель ставит задачу перед обучающимся, например, научиться технике прыжка в длину способом «согнув ноги». Далее студент должен идти сам, естественно под наблюдением и с помощью преподавателя, используя алгоритм:
1.Тщательно изучить технику движений этого способа.
2.Построить модель методики изучения техники (разделить на части и определить последовательность изучения элементов ).
3.Спрогнозировать конечный результат.
4.Определить ресурсы самого обучающегося.
5.Разложить проблему по системному оператору (определить центральное звено, надсистемы, подсистемы).
6.Выявить участников веполя (субъект – техническое действие – преподаватель).
7.Найти противоречия, которые возникают при обучении или при техники своего исполнения (это может быть недостаток в развитии физических качеств).
8.И в конце, проанализировать все пути решения задачи, найти самый оптимальный и желательно короткий путь.
Естественно, применение алгоритма требует специальной подготовки, как преподавателя, так и самих студентов.
Используя метод проблемного обучения на занятиях физической культуры со студентами Вузов, не следует исключать все остальные. Есть многие вопросы, которые не доступны для собственного открытия студентами и требует помощи преподавателя. Важно понять сам принцип проблемного обучения, как новый способ активного участия в процессе обучения, т.е. способ включения мышления на практике, сочетание и взаимосвязь развития физических и умственных способностей студентов.