Российский Государственный Медицинский Университет (Москва)
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Проблема воспитания профессионалов, мастеров своего дела, вопросы о необходимых качествах профессионала, о критериях профессионализма оказывались в центре внимания различных наук, требуют они рассмотрения и теперь. Введение новых информационных технологий, автоматизация, компьютеризация деятельности и жизни человека повлекли за собой изменение традиционных представлений о профессиональных деятельностях, профессионалах и профессионализме. Наука XXI-го века обязана учитывать изменения особенностей бытия, деятельности и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности. Несмотря на очевидную актуальность, в психологической литературе недостаточно информации о профессионале и его характеристиках.
Известно, что термин «профессия» (лат. professio), происходящий от латинского profiteor – объявляю своим делом, – это род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. В таком случае, профессионал – это человек, избравший какое-либо занятие своей профессией, специалист своего дела.
Согласно другой точке зрения, «профессия» происходит от французского profiteri (говорить публично) и является исторически развивающейся системой, закрепляющейся в культуре вследствие общественного разделения труда и трудовых функций. Такая трактовка позволяет рассматривать профессию с семи позиций:
1. как общность людей, имеющих социальную подготовленность и занятых в определённой области труда;
2. как область деятельности с множеством трудовых постов;
3. как работу и процесс деятельности;
4. как качественную определённость человека;
5. как реальность, развиваемую и преобразуемую профессионалом;
6. как вид и предметная область трудовой деятельности (система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на определённом трудовом посту;
7. как возможность получать необходимые средства существования взамен затраченного труда.
Следует отметить, что в определениях профессии нет чёткого понимания взаимоотношений человека и профессии. Однако, психология даёт ответы на этот вопрос с четырёх точек зрения:
1. Понимание соответствия человека и профессии как гармонии, сопряжённости, согласования, призвания, критериями которого со стороны субъекта выступают успешность, адаптированность, удовлетворённость, установление своеобразной идентификации человека с его профессиональной деятельностью, осознание человеком своей работы как дела жизни. Согласно взглядам американского исследователя начала ХХ века Ф. Парсонса, определённые профессионально значимые индивидуальные качества делают человека оптимально подходящим к требованиям единственной профессии.
2. Разработка путей и средств обеспечения взаимосоответствия человека и профессии.
3. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности, внутренних механизмов, обеспечивающих успешность в той или иной профессии.
4. Изучение факторов, мотивов выбора профессии и построения карьеры.
Таким образом, одно из направлений исследований посвящено изучению определенных качеств личности, позволяющих достигать результатов в своей профессии. Вместе с этим не менее важным остаётся вопрос о том, как стать настоящим профессионалом, достичь вершин профессионализма, какие характеристики помогают в этом, а какие могут помешать.
Профессионализм – это приобретённая в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению трудовых функций, а также уровень мастерства и искусности в определённом виде занятий, соответствующий уровню сложности выполняемых задач. Профессионализмом является способность человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) выполнять деятельность на высоком уровне, в самых разнообразных условиях, систематически, эффективно и надежно. Понятие профессионализма не ограничивается только характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека, и качественно иной образ жизни профессионала.
К профессионально важным качествам относят индивидуально-психологические свойства и отношения личности. В индивидуально-психологические свойства входят следующие свойства личности: индивидуальные особенности протекания познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), также эмоциональные, волевые, моторные, речевые и коммуникативные особенности. Отношения личности включают в себя отношение человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности; к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам); к объекту труда; к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда.
Профессионализм выступает не только как психологический, но и как своеобразный культурный феномен. Поэтому особое социокультурное значение имеет система образования и подготовки кадров профессионалов. Именно эти кадры являются важнейшими компонентами современного общества и обеспечивают перспективу развития, социальное благополучие населения, общественную стабильность. В условиях происходящих изменений в социальной сфере, экономике, политике нашей страны, изменяющегося самосознания людей происходит изменение и представлений о профессионале и профессионализме. Воспитание специалиста в современном мире требует пересмотра существующей системы подготовки кадров. Но теоретикам невозможно предусмотреть всех требований молодёжи от современного образования. Следовательно, необходимо изучить представления современных студентов о профессионале, то есть узнать их имплицитные концепции профессионализма, то есть обыденные представления людей.
Исследование имплицитных концепций становится всё более популярной областью исследований, особенно за рубежом, где уже накоплен достаточный опыт в изучении представлений людей о личности, интеллекте, креативности. Представления о профессионализме до сих пор не является разработанной темой, а ведь то, что думают будущие профессионалы, студенты ВУЗов, какого человека они считают наилучшим профессионалом, крайне важно для понимания механизмов взаимоотношения человека и профессии. Таким образом, была поставлена цель: исследовать имплицитные концепции профессионализма современных студентов.
Исследование началось с того, что были выявлены основные характеристики человека-профессионала. Для этого была выбрана такая методика, как свободное описание. Студентам различных ВУЗов предлагалось описать профессионала в той форме, в которой они считают нужным. В результате обработки их описаний было получено свыше 70 различных характеристик. Из них было выбрано 30 наиболее встречаемых. В эти характеристики попали различные качества и свойства личности: интеллектуальные, когнитивные, эмоциональные, творческие, гностические, волевые, эмоциональные, коммуникативные. Были отмечены и такие качества, как патриотизм и пунктуальность.
Затем все характеристики, расставленные в произвольном порядке, предъявлялись студентам творческих и технических специальностей. Их необходимо было оценить по степени их присущести (по 5-балльной системе) настоящим профессионалам в своём деле, с которыми респонденты знакомы лично. Также необходимо было указать пол, возраст и профессию описываемого человека.
Оказалось, что средний возраст тех, кого студенты считают истинными профессионалами, равняется 44 годам (45 лет в среднем у мужчин и 43 года у женщин). Указанные профессии в большинстве случаев совпадали с теми специальностями, по которым обучаются студенты. Причём чаще всего знакомыми оказывались либо родители и прочие родственники, либо педагоги (эту информацию не требовалось указывать, но достаточно часто студенты вносили подобные уточнения). Среди знакомых профессионалов мужчины упоминаются в 1,8 раз чаще женщин. При этом представления о женщинах и мужчинах-профессионалах различны. Студенты считают, что женщины по некоторым параметрам превосходят мужчин. Внутригрупповое сопоставление происходило по U-критерию Манна-Уитни. Несмотря на то, что среди знакомых профессионалов женщины указывались реже мужчин, студенты считают, что они качественнее выполняют свою работу. Также они более эмоциональны и общительны. Мужчины-профессионалы обладают более нестандартным мышлением. Это подтверждает тот факт, что хотя женщины качественнее работают, мужчинам больше доверяют. Остальные характеристики схожи у профессионалов обоих полов.
Гендерный анализ имплицитных концепций обнаружил значимые различия в имплицитных концепциях профессионализма девушек и юношей. Выявленные характеристики девушки считают более значимыми для профессионала, чем юноши. Среди них особенно выделяются такие качества, как общительность, целеустремлённость, эмоциональность и творческий подход к делу. Юноши же, наоборот, сочли эти качества неважными для профессионала. Можно провести параллель между характеристиками самих респондентов и выделенными ими параметрами. Женщин действительно отличает общительность и эмоциональность, а проведённое дополнительное исследование креативности и смысложизненных ориентаций респондентов позволяет говорить о большей целеустремлённости и творческости девушек.
Также было проведено сравнение имплицитных концепций студентов творческих и технических специальностей. Различия в имплицитных концепциях профессионализма студентов творческих и технических специальностей были обнаружены по 13 характеристикам из 30, причем студенты творческих специальностей считают все эти качества более характерными для профессионала, чем студенты технических специальностей. В их число попали и творческие параметры (талант, нестандартное мышление, творческих подход к делу), и интеллектуальные (широкий кругозор, эрудированность, постоянное обновление своих знаний, умение учиться у более опытных коллег, внимательность), и мотивационные (целеустремленность, любовь к своей профессии), и личностные (общительность, постоянное самосовершенствование, эмоциональность).
Таким образом, проведённое исследование позволяет выявить характеристики, входящие в структуру профессионализма по представлениям современных студентов. При этом представления студентов творческих и технических специальностей, юношей и девушек, представления о профессионалах обоих полов различны. В дальнейшем для установления более чёткой структуры профессионализма и соотношения профессионально значимых качеств необходимо провести факторный анализ выявленных характеристик, который позволит более подробно изучить имплицитные концепции профессионализма.