Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

Печать E-mail
Автор Гольдфейн М.Д   
08.07.2009 г.

Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника

 

Надежды на выживание человечества в условиях современной цивилизации связаны с сохранением основных свойств биосферы. Это возможно только при глубоком и ответственном понимании экологических и природоохранных проблем, постоянно возникающих и требующих своего разрешения в любой сфере человеческой деятельности. Именно этим обусловлена объективная необходимость непрерывного экологического воспитания и образования, начиная с дошкольного уровня и вплоть до уровня повышении квалификации специалистов. Приоритетными направлениями в учебно-методической и научно-практической деятельности университетского подразделения природоохранного направления должна быть разработка эффективного механизма научно-методического, психолого-педагогического, информационного и кадрового обеспечения экологического воспитания и образования. В 1993 году в Саратовском государственном университете была создана кафедра охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности (ООС и БЖД), вначале имевшая общеуниверситетский статус, а затем в составе биологического факультета. Основными задачами кафедры являются обеспечение высокого уровня экологического образования студентов всех специальностей университета, включая приобретение ими знаний в области охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности, формирование у будущих молодых специалистов природоохранного мировоззрения и получение студентами гуманитарных специальностей представлений об основах естественнонаучной картины Мира. Решение указанных задач связаны с преподаванием дисциплин "Экология", "Промышленная экология", "Научные основы охраны окружающей среды", "Безопасность жизнедеятельности и "Концепции современного естествознания". Все эти дисциплины объединяет общий характер изучаемых проблем, определенное отношение их к естествознанию и к социально-гуманитарным наукам, а также то, что они непосредственно связаны с жизнью человека.
В высших учебных заведениях и особенно в классическом университете особое внимание должно быть уделено разработке концепции и принципов экологического образования, поскольку отсутствует единый подход к этой основополагающей проблеме. Так, биологи настаивают на сугубо биологической ориентации науки "экология", а охрану природной среды относят к числу прикладных экологических задач. Геологи, занимаясь вопросами техногенного изменения приповерхностных слоев литосферы, выделяют особую область наук о Земле, называя ее "геоэкологией". Географы считают "геоэкологию" наукой чисто географической как современную модификацию ландшафтоведения. Поэтому, разрабатывая концепцию и принципы, необходимо, прежде всего, определить сам предмет исследования. С одной стороны, экологическое образование – это одновременно и процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. С другой стороны, это – процессы обучения и развития личности, самообразования и накопления опыта, направленные на приобретение специальных знаний и формирование ценностных ориентаций и поведенческих норм, необходимых для разумных взаимоотношений человека с окружающей его средой. Неотъемлемой частью таких взаимоотношений является высокий уровень экологической культуры, состоящей из экологических знаний и мышления, экологически оправданного поведения и культуры чувств, которые позволят в дальнейшем молодому специалисту выполнять требования эколого-нравственного императива. В любом случае совершенствование экологического образования требует мировоззренческого осмысления и установления связи между конкретно-историческим развитием учения об окружающей среде и логико-структурным знанием о ней. Что касается принципов, которыми руководствуется кафедра ООС и БЖД в своей учебно-методической и научно-практической деятельности, то они включают: преемственность в общей цепи непрерывного получения экологических знаний, навыков, в том числе и основ экологической этики; междисциплинарный подход к изучению антропогенных изменений в биосфере; взаимосвязанность, взаимозависимость и взаимодополнительность всех форм и явлений жизни; учет эколого-демографических, технико-экономических, санитарно-гигиенических и медицинских особенностей региона при взаимодействии человека с природой.
Одной из важных задач университетского образования является сближение целей и методов естественных и гуманитарных и социальных наук, ориентация будущих специалистов на системный подход к познанию окружающего мира. Это способствует пониманию ими биосферы как уникальной саморазвивающейся системы, включающей в себя в качестве компонента человеческую деятельность, которая и создает опасность разрушения экосистемы планеты. Привлечение студентов гуманитарных факультетов, изучающих на кафедре ООС и БЖД названные выше дисциплины, к исследованию некоторых экологических проблем с использованием известных и доступных им методов и средств, способствует приобщению молодежи к природоохранной деятельности, воспитанию чувства ответственности за состояние окружающей среды. Так, будущие социологи, регионоведы, психологи систематически привлекаются к проведению социологических опросов с целью выяснения уровня экологической культуры населения городов Саратовской области, к оценке некоторых видов экологического риска. Необходимость таких исследований обусловлена как общечеловеческой тенденцией роста экологического риска в городах, так и сосредоточением на территории области большого количества экологически опасных объектов (предприятия химической, нефтеперерабатывающей промышленности, энергетического комплекса, в том числе Балаковская АЭС, завод по уничтожению химического оружия и др.). Следует отметить, что социологический подход к определению риска является одним из широко применяемых на ряду с другими: инженерным, экспертным, модельным. Результаты проведенных опросов помогают выявить экологические проблемы, в наибольшей степени волнующие жителей области, увидеть динамику в их решении и показывают, что уровень экологического сознания населения влияет на ситуацию с обеспечением безопасности.
Принцип междисциплинарности непосредственно связан с проблемой развития и укрепления межпредметных связей, особенно в классических университетах. Именно этот принцип позволяет, используя знания математики, физики, химии, термодинамики и основ биологии, проводить анализ причинно-следственных связей в функциональном поведении и динамике различных биогеоценозов и в целом биосферы как глобальной экологической системы. Реализацию междисциплинарного подхода в наиболее полной форме можно проследить на примере преподавания дисциплины "Концепции современного естествознания", которая включена в государственные образовательные стандарты для гуманитарно-социальных специальностей. Основной ее целью является получение студентами представлений о современной картине Мира, а также о взаимосвязи гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры. Разработанная на кафедре программа курса включает: рассмотрение основополагающих законов сохранения энергии и массы; проблемы перехода от классических представлений в физике и химии к квантовым; концепции конечности и бесконечности Вселенной, взаимодействия и непрерывно-дискретных свойств материи; основы специальной и общей теории относительности; проблемы строения и реакционной способности веществ; вопросы химии экстремальных состояний, лазерной и эволюционной химии; концепции современной молекулярной биологии и генной инженерии; представления о процессах самоорганизации в природных системах; вопросы термодинамики и макрокинетики, касающиеся эволюции живых существ и проблем геронтологии, и др.
С методологической точки зрения очень важным является внедрение в учебный процесс результатов научных исследований сотрудников кафедры. Некоторые из этих исследований, выполняемых в рамках основного направления – "Кинетика и механизмы радикально-цепных процессов образования высокомолекулярных соединений", можно кратко охарактеризовать следующим образом.
Изучены особенности процессов синтеза полимерных дисперсий, не содержащих поверхностно-активных веществ (эмульгаторов), как правило, вредных для живых существ. В этом отношении решены две взаимосвязанные проблемы, одна из которых – разработка научных основ синтеза более экологически чистых полимерных материалов, а другая – получение стабильных безэмульгаторных латексов.
В связи с необходимостью резкого сокращения производства и использования хлорфторуглеродов (фреонов), разрушающих озоновый слой атмосферы Земли, и выполнения обязательств России по Монреальскому протоколу проведены работы, связанные с существенным повышением экологической чистоты жесткого пенополиуретана, применяемого в качестве теплоизоляции в холодильных камерах, строительных конструкциях, в изделиях авиационной и космической промышленности.
Возрастающие объемы потребления воды со все большей остротой ставят проблему ее очистки от загрязнений. Эффективность осаждения взвешенных и коллоидно-дисперсных частиц может быть значительно увеличена с помощью высокомолекулярных флокулянтов, наиболее высокую активность из которых проявляет полиакриамид. Были разработаны научные основы модификации синтеза этого полимера по малоотходной технологии, позволяющей получать полиакриламид с необходимыми флокулирующими свойствами на основе акрилонитрила.
Показано, что важнейшие экологические проблемы могут быть решены с применением стабильных свободных радикалов, обладающих парамагнитными свойствами. В частности, с их помощью можно существенно снижать количество отходов, образующихся в условиях синтеза и хранения мономеров, а также при деструкции полимерных материалов. Органические парамагнетики служат также своеобразным инструментом (спиновые метки и зонды) при исследовании микроструктуры белков, изучения механизмов нежелательных процессов в биологических системах и могут применяться для их подавления (например, развития злокачественных опухолей), используются в качестве индикаторов радиоактивного загрязнения среды, а также в методах контроля за обводнением нефтяных месторождений.
Кроме того, на кафедре проведены исследования, направленные на разработку эффективных способов борьбы с сероводородной и углекислотной коррозией стали в нефтегазовой промышленности путем применения систем ингибиторов, проявляющих при совместном действии синергизм.
Особый интерес представляют исследования, целью которых является улучшение экологической ситуации в конкретном регионе и, в частности, в г. Саратове. В этом отношении была разработана методика региональной оценки состояния воздушной среды крупного промышленного центра, проведено эколого-географическое районирование и картирование территорий, предложены практические рекомендации по составлению их экологического паспорта, планированию инфраструктуры города и определению приоритетов при реализации природоохранных мероприятий.
Исследования научно-методического характера связаны с анализом некоторых новых перспективных методов медико-биологического мониторинга окружающей среды. Установлено, что приоритетным направлением в изучении состояния окружающей среды и оценке здоровья человека является разработка и внедрение в лабораторную практику иммунохимических методов анализа незначительных количеств ксенобиотиков в воздухе, воде, почве, пищевых продуктах и биологических жидкостях, а также разработка биосенсорных технологий мониторинга следовых количеств органических соединений в тех же объектах.
Таким образом, познавая теоретические основы и практические решения конкретных проблем окружающей человека среды, студенты приобретают более широкий кругозор и эрудицию, необходимые для их дальнейшей деятельности по приобретаемой специальности.


Библиографический список
1.    Проблемы жизни в окружающей среде: Учеб. пособие / М.Д.Гольдфейн, Н.В.Ко-жевников, А.В.Трубников, С.Я.Шулов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995. 148 с.
2.    Гольдфейн М.Д., Трубников А.В., Зюбин Б.А. Озонобезопасные композиции для получения жесткого пенополиуретана с повышенной огнестойкостью // Экология и жизнь: Межд. сб. статей. Новгород, 1996. Вып. 1. С. 14.
3.    Основы экологии, безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды: Учеб. пособие / М.Д.Гольдфейн, Н.В.Кожевников, Н.И.Кожевникова и др. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. 220 с.
4.    Розанцев Э.Г., Гольдфейн М.Д., Пулин В.Ф. Органические парамагнетики. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. 340 с.
5.    Зырянов В.В., Гольдфейн М.Д. Иммунохимические и биосенсорные методы анализа экотоксикантов окружающей среды // Экологическая химия. 2002. № 11. С. 45.
6.    Кожевников Н.В., Гольдфейн М.Д., Кожевникова Н.И. Одностадийный синтез полимерного флокулянта на основе акрилонитрила // Экология – образование, наука и промышленность: Сб. докл. Межд. науч.-метод. конф. Белгород, 2002. Ч. 2. С. 73.
7.    Гольдфейн М.Д., Иванов А.В., Яковенко О.В. и др. Некоторые особенности подземного захоронения промышленных сточных вод (на примере Степновского ПХГ) // Проблемы региональной экологии. 2004. № 4. С. 28.
8.    Кожевникова Н.И., Кожевников Н.В., Стародубов А.А. Изучение формирования и состояния экологического сознания населения Саратовской области / Охрана природной среды и экологическое образование и воспитание: Сб. матер. IV Всерос. науч.-практ. конф. Пенза, 2004. С. 197.
9.    Фетисова Л.М., Пужлякова Г.А., Полянская Е.А. и др. Экология атмосферы крупного промышленного центра в условиях сложного рельефа. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 136 с.

Последнее обновление ( 12.07.2009 г. )
 

Комментарии  

  1. #1 DirtyFuck Написать письмо
    2010-09-2419:05:23 и как скачать?

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99