Российский Государственный торгово-экономический университет Оренбургский филиал
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Условия развития образования требуют от каждой личности умения учиться, отыскивать эффективные формы развития творческого мышления, формирования самостоятельности ума, способности в максимально короткое время получать максимальную информацию, самообучаться. Вот почему процесс обучения в вузе в настоящее время все более опирается на самостоятельную, близкую к исследовательской, деятельность студента.
Однако в практике высшего образования чаще делают упор на изложении науки, системы ее понятий, закономерностей и т. п., но не достаточно учат деятельности познания. Назрела необходимость решать проблемы, создавшиеся в педагогической практике - создание условий для воспитания творческой, самостоятельной личности, умеющей воспринимать нарастающий поток информации, усвоить, трансформировать, адекватно выразить усвоенное и получить результат, достигнув личностно значимых целей. Для педагогического процесса в целом речевая деятельность обладает неисчерпаемыми возможностями. Она органично входит в любую деятельность, принимает участие в ее построении, организации.
Развитие речевой деятельности происходит последовательно по трем этапам в соответствии с основными процессами речевой деятельности: восприятие, выражение и воздействие.
Для развития процесса восприятия используются специально организованные учебные задачи, развивающие речевые умения слушать, следить за логикой изложения, осмысливать услышанное, соотносить услышанное с имеющимися знаниями. Задача первого этапа - не только сообщить знания, но и вызвать активное отношение студентов к изучаемым явлениям, фактам, событиям, нравственную оценку изучаемого. Реализация этой задачи связана с расширением мотивов учения, развития тех из них, которые заложены в самом процессе познавательной деятельности студентов.
Учебные задачи позволяют «включить» студента в содержание излагаемого, психологически приобщить предмет сообщения к опыту студентов, предупредить автоматизм восприятия, пробудить воображение, вызвать необходимые ассоциации и на этой основе соучастие и сопереживание.
На втором этапе развития речевой деятельности вводятся учебные задачи, включающие студентов в активное оперирование речевой деятельностью совместно с преподавателем, осуществляется целенаправленное обогащение опыта речевой деятельности студентов средствами учебных задач, которые позволяют осуществлять не единичные связи /преподаватель-студент/, а фронтальную работу с группой, предусматривающую вовлечение значительной части студенческой группы в речевую деятельность.
На втором этапе используются учебные задачи, способствующие адекватному выражению учебного материала, направленные на развитие следующих речевых умений: спорить, доказать, опровергнуть, прокомментировать, возражать, объяснить и др.
Учебные задачи на развитие процесса выражения стимулируют речевую деятельность, дают возможность студенту определить свою позицию.
Особое внимание на этом этапе уделяется развитию речевых умений, связанных с раскрытием содержания учебного материала, обогащением словарного запаса студентов и с выражением активной позиции студента в речевой деятельности.
На третьем этапе используются учебные задачи уже более сложные, способствующие развитию у студентов способности самостоятельного оперирования речевой деятельностью. Достижение высокого уровня развития речевой деятельности в организации третьего этапа обеспечивается тогда, когда акцент ставится на воздействующей функции речевой деятельности на личностное отношение и выражение этого отношения.
Учебные задачи составляются с учетом программных тем по специальности, а учебные задачи, охватывающие логику изложения учебного материала; учебные задачи, требующие общения; учебные задачи, предусматривающие умение давать определение, умозаключение, классификацию предметов и явлений; учебные задачи связывающие знания с их практическим применением.
Учебные задачи предъявляются на занятии и имитируют профессионально-трудовые отношения. Эти отношения носят деловой характер и определяются производственной сферой и административной иерархией. В качестве условий учебных задач могут быть приведены: профессиональные беседы заказчиков, исполнителей, разработчиков; обсуждение проекта; дискуссия по проблемам научной конференции и др. Это представляется важным еще и потому, что исследования американского социолога, педагога, специалиста по управлению Дейла Карнеги показали, что преуспевание в финансовом отношении даже специалистов, занятых в таких технических отраслях экономики, как машиностроение, примерно на 15% обусловливается их техническими знаниями и на 85% - умением обращаться с коллегами.
Условия рассматриваются как совокупность обстоятельств, способствующих развитию речевой деятельности студентов средствами учебных задач. Выделим следующие условия: учет особенностей развития речевой деятельности, ее сущностных свойств и структурных компонентов с целью развития речевых умений; построение преподавателем учебных задач на основе процессов восприятия, выражения и воздействия с учетом индивидуальных особенностей и профессиональных интересов студентов; акцентуализация преподавательского коллектива на использовании учебных задач как средства развития речевой деятельности студентов; создание эмоционально благоприятной атмосферы на занятии. Включение учебных задач также способствует тому, что студенты постепенно освобождаются от боязни ошибок, от излишней стеснительности, робости и приобретают способность вести естественную беседу или телефонный разговор по теме, на английском языке, а также осуществлять необходимое деловое общение посредством писем, телеграмм, телексов.
Результатом развития речевой деятельности является более высокий уровень развития речевых умений.
Умение – это возможность выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых человеку приходится ориентироваться. Развитие умений происходит при соблюдении следующих принципов: доступности, постепенности, систематичности, взаимосвязи, преемственности, творческой активности, дифференцированности и др. Основными критериями определения сформированности умений у обучаемых является: полнота выполнения действий, рациональная последовательность их выполнения, степень осознанности выполнения действий в целом.
Использование учебных задач на занятиях по иностранному языку зависит от типа конкретного занятия и его цели. Считаем, что для развития речевой деятельности можно использовать любой тип занятия; вводное занятие, занятие по формированию новых знаний, занятие по развитию и совершенствованию речевых умений, занятие – обобщение и систематизации, занятие – контроль. Каждый тип занятия имеет конкретную цель, которая решается с помощью адекватных ей средств обучения одним из которых является учебная задача. Учебная задача – разновидность речемыслительной задачи, решая которую, студенты анализируют речевую образовательную ситуацию и, относительно самостоятельно, развивают свои речевые умения восприятия, выражения и воздействия речевой деятельности.
На вводном занятии надо заинтересовать студентов, показать на конкретных примерах силу речевой деятельности, убедить студентов в необходимости овладеть речевыми умениями. Дело в том, что опыт речевой практики нередко приводит студентов к завышенной самооценке (на вопрос «считаешь ли ты свою речевую деятельность развитой?» из 100 анкетируемых 54 ответили положительно, 45 избрали средний вариант, и лишь 1 студент считает, что он нуждается в развитии речевой деятельности). Преподаватель должен показать студентам, что речевая деятельность – очень сложный вид деятельности, которому необходимо специально учиться. С этой целью студентам предлагаются 2 – 3 учебные задачи (обычно третьего типа), решая которые студенты сталкиваются с такими практическими речевыми ситуациями, в которых не могут найти правильного выхода. Использование на вводном занятии таких задач помогает студентам, осознать, какие речевые умения, необходимые для решения им известны, а какие предстоит усвоить в ходе специального обучения.
Основная цель занятия формирования новых знаний – дать студентам теоретические сведения, обеспечить усвоение основных понятий. На этих уроках учебные задачи используются гораздо шире, так как служат одним из наиболее эффективных средств достижения цели этих занятий.
На уроках развития речевых умений учебные задачи являются ведущим средством обучения и занимают около 80 % времени. На этих занятиях используются задачи всех трех типов, а именно: учебные задачи, развивающие речевые умения восприятия; учебные задачи, развивающие речевые умения выражения; учебные задачи, развивающие речевые умения воздействия.
Особенностью этих занятий является определенная последовательность учебных задач. Сначала студенты тренируются в решении задач первого типа, потом второго и затем третьего. В частности при изучении темы Means of communication in business для студентов –экономистов можно предложить следующие учебные задачи на развитие умений восприятия речевой деятельности:
- распределите данные фразы по смысловым группам: introduction\ most formal, formal, informal\; greeting\ formal, conversational\
- даны диалоги и синонимичные фразы, задача - перефразировать данные диалоги полностью, используя синонимичные фразы;
Примеры задач на развитие умений выражения :
- даны ответные реплики (happy to meet you; thanks, I should like to; lots of luck to you и др.), задача - напишите исходные фразы;
- даны фразы и обороты, задача – заполните пропуски по смыслу;
- проведите переговоры по следующим заданиям: 1) Извинитесь за то, что перебиваете, и узнайте у секретаря, не можете ли вы встретиться с господином Стоуном сейчас. Узнав, что у него совещание, которое скоро кончится, и что тогда г-н Стоун будет свободен, скажите, что вы подождете. Ответьте положительно на предложение выпить кофе. 2) В конце встречи г-н Смит приглашает вас пойти с ним на стадион завтра. Поблагодарите его, но извинитесь и скажите, что вы в это время заняты. На предложение пойти с ним в театр во вторник вечером скажите, что это прекрасная мысль. Попрощайтесь и пожелайте большой удачи его команде. 3) После театра на вопрос, что он думает о представлении, ответьте, что вы получили большое удовольствие, и поблагодарите г-на Смита. Но по вашему мнению Чехова лучше смотреть в Москве. Вы приглашаете г-на Смита посмотреть какую-нибудь пьесу Чехова в Художественном театре, когда он будет в Москве. На предложение пообедать (по английской традиции после театра) ответьте положительно.
Кроме специальных уроков, развитие речевой деятельности посредством учебных задач может проводиться и на обычных занятиях иностранного языка. Учебные задачи включаются в какой-либо этап урока или в несколько этапов (аудирование, работа с грамматической темой, работа по разговорной теме, проверка домашнего задания и т. д.). При этом учитываются возможности курса иностранного языка для развития у студентов речевой деятельности и там, где это возможно осуществляется связь с конкретной специальностью, которую получают студенты.
Вводятся учебные задачи в урок по-разному. Для задач, условия которых представляют собой описание речевой ситуации, доминирующим является способ словесного представления задачи, при котором можно обозначить все необходимые компоненты ситуации. Этот способ не требует специальной материальной базы, и поэтому легко реализуем на практике. При введении задач, в условия которых входят ситуативные диалоги, широко используется прием инсценирования, когда диалоги разыгрываются студентами. На уроках контроля, где, как правило, каждому студенту даются индивидуальные задачи, целесообразно использовать карточки. Решение учебной задачи предполагает активное конструирование содержания ответа, например задачи с краткими регламентированными ответами; задачи, требующие дополнения; задачи с определенным дополнительным контекстом и др. Это нужно для того, чтобы проверить не воспроизведение усвоенных знаний, а способность применить знания и продуктивные умения в нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях имитирующих будущую профессиональную деятельность. Решение учебной задачи это не только самостоятельный поиск ответа, но и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между отдельными событиями. На уроках контроля проверяется главным образом уровень сформированности речевых умений студентов. Эта цель может быть достигнута с помощью учебных задач, так как правильное решение свидетельствует не только об умении решать подобные задачи, но и об уровне развития определенного речевого умения, на развитие которого направлен тот или иной тип учебных задач. Задачи могут входить в состав контрольных работ, использоваться в ходе устного опроса, то есть применяться при традиционных видах контроля. Кроме того, задачи легко можно преобразовать в тесты, предложив после формулировки учебной задачи набор предположительных ответов, один из которых правильный, а остальные неверные. Необходимо иметь ввиду отсутствие однозначных отношений между смыслом высказывания и языковой формой его выражающей. Речевой продукт учебной задачи, как правило, имеет несколько допустимых вариантов.
Таким образом, учебные задачи, построенные на основе речевых образовательных ситуаций, выступают как средство развития речевой деятельности студентов и позволяют будущим менеджерам усвоить необходимый лексический минимум для осуществления деловой коммуникации в коммерческой деятельности, имитировать реальные деловые переговоры.