Муниципальное учебно-воспитательное учреждение специальная общеобразовательная школа закрытого типа №124 Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Не секрет, что подростки с девиантным поведением очень часто характеризуются полным отсутствием мотивировки к обучению [3]. Дети, прошедшие через комиссию по делам несовершеннолетних, часто имеют большой опыт бродяжничества, по несколько раз оставались на второй год, следствием чего является практически полное отсутствие простейших навыков обучения, многие в возрасте 7-10 лет и более не умеют правильно писать, считать, читать. Поэтому привычные формы и методы обучения в таких условиях перестают быть действенными. Необходимо отметить, что набор их, по большому счёту, не велик. К тому же специфика учебного заведения (работа по плотному графику в течение дня, полная загрузка, строго фиксированное время на выполнение домашнего задания и т.д.) накладывает свой существенный отпечаток на весь учебный процесс. Урок ради передачи простой совокупности знаний вскоре перестаёт устраивать учеников, в ответ на что они могут активно протестовать; отношение к предмету при этом становится всё сложнее корректировать. В то же время необходимо использовать малейшие проблески внимания у ребят для привития интереса к изучаемой теме [1]. При этом особые требования должны предъявляться к личности учителя [2, 3 и др.]. Именно от педагога зависит отношение ученика к предмету. Педагог, работающий с детьми с девиантным поведением, должен обладать кроме обычных качеств учителя, по нашему мнению, ещё и широким кругозором, энциклопедическими знаниями (межпредметная интеграция на уровне одной личности). В 2003-2005 годах нами опробована разработанная система уроков по биологии и химии, включающая помимо обычных календарных планов возможность некоторого отклонения от темы урока в процессе изучения конкретного раздела. При этом имеется возможность корректировать ход урока с учётом особенностей класса и принципа связи с текущими событиями и жизнью ребят. Это совершенно не означает, что материал, выпавший из хода урока, остаётся не изученным или отдаётся на самоподготовку (хотя в некоторых случаях это вполне допустимо). Учитель не должен упускать его из виду, и на следующем уроке он объясняет тему до конца. В то же время, затронутый ранее материал, при изучении новой темы может рассматриваться вскользь. Данная система подразумевает некоторые особенности [1]: 1. Наглядность всегда должна быть под рукой; 2. С каждым классом необходима действительно индивидуальная работа, т.к. то, что заинтересовало одних учащихся, может быть совершенно неинтересным или уже знакомым для других; 3. В связи с этим на педагога ложится огромная дополнительная нагрузка, поэтому данная система обучения должна использоваться только в малокомплектных классах (не более 10 человек, оптимальное количество – 7 учащихся) и практически не осуществима в условиях обычной средней школы; 4. Необходима разработка, модернизация и широкое использование наглядных пособий; 5. Необходима разработка стройной системы практических занятий. Использование данной системы показало её эффективность, хотя она и нуждается в доработке. Внедрение её принципов в обучении обычных и одарённых детей, а не только с девиантным поведением, позволит улучшить качество преподавания.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Малимонов В.В. Некоторые основные принципы формирования научного мировоззрения у школьников при изучении дисциплин общей биологии//Актуальные проблемы регионального географического, экологического и биологического образования: Матер. рег. научно-практ. конф., Екатеринбург, 10 января 2000 г./Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2000.- с. 130-131 2. Назаров А.К., Малимонов В.В. Реализация педагогического потенциала общебиологических дисциплин в формировании научного мировоззрения учащихся старших классов//Актуальные проблемы регионального географического, экологического и биологического образования: Матер. рег. научно-практ. конф., Екатеринбург, 10 января 2000 г./Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2000.- с. 126-127 3. Паладянц Е.А. Формирование научного мировоззрения школьников средствами межпредметной интеграции: Автореф. дисс… канд. пед. наук / ГУП «Армавирское полиграфпредприятие». Армавирский гос. пед. ин-т. – Армавир, 1999. – 19 с.
|