Чувашский Государственный Университет им. И.Н. Ульянова
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В современных социально-экономических условиях, когда существует много стресс - факторов и в связи с особенностями педагогической деятельности, которые тоже требует большого нервно-психического напряжения проблема исследования эмоциональных состояний педагогов и путей гармонизации состояний является актуальной.
Цель нашего исследования - анализ пограничных психических расстройств у школьных учителей. Исходя из цели можно выявить следующие задачи:
1. рассмотреть причины и методы профилактики психических
расстройств педагогов;
2. исследовать эмоциональное состояние преподавателей.
В ходе работы были проведены следующие исследования: тест «Уровень невротизации» Л.И. Вассермана и тест Люшера.
Объект исследования - педагоги общеобразовательной школы в количестве 26 человек. Предмет - пограничные психические расстройства у педагогов.
Испытуемыми являлись педагоги с разным стажем работы и возрастом: 10 человек от 21 до 35 лет (1 группа) и 16 человек от 36 до 50 лет (2 группа).
Под пограничными состояниями понимают слабые, стертые формы нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией.
Результаты исследования по тесту Люшера показали, что общее эмоциональное состояние у школьных учителей достаточно позитивно и устойчиво. Однако существуют некоторые различия. Во многом они обусловлены возрастом и стажем преподавателей. Замечено, что уровень эмоционального состояния молодых педагогов значительно выше уровня эмоционального состояния более опытных специалистов. В 1 группе у 96% доминирует позитивное эмоциональное состояние, желание к активной деятельности, увлечённость, оптимизм, стремление к контактам. Во 2 группе лишь 35% испытывают оптимальное эмоциональное состояние. У них доминирует неудовлетворённая потребность в спокойствии, успехе, активной деятельности.
По методике Л.И. Вассермана получены следующие данные для всех групп испытуемых.
Таблица 1. Полученные данные по методике Вассермана Л.И., (%).
показатели тревога ипохондрия астения депрессия
Высокий 30 20 20 30
Средние 20 50 10 40
Низкие 50 30 70 30
По результатам методики выявлено, что высокие показатели по параметру «тревоги», «депрессии» больше выражены во 2 группе. По параметру «астения» низкие показатели в 1 группе. То есть степень выраженности зависит от возраста.
Полученные данные и результаты предыдущего теста показывают, что между уровнем невротизации и эмоциональным состоянием учителя прослеживается взаимосвязь. То есть низкие показатели по шкалам тревоги, депрессии, ипохондрии, астении коррелирует с позитивным эмоциональным состоянием, высокой работоспособностью и продуктивной деятельностью. Высокие баллы указывают на то, что тревога, депрессия или астения обуславливают отсутствие энергии, нежелание добиваться успеха и расширять контакты.