ТГУ им. Г.Р.Державина, г.Тамбов Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника В последние годы проблема сохранения здоровья нового поколения становится все более актуальной. Это связано и с повышением интенсивности образования, и с ухудшением социальной и экологической обстановки, и с четко выраженной тенденцией к снижению двигательной активности среди учащихся различных профилей. Несмотря на то, что изучению закономерностей реакций организма на нагрузки связанные с процессом обучения посвящено значительное количество работ, большинство их связано с адаптацией школьников к условиям обучения. В связи с этим остается вне поля зрения исследователей значительная часть учащихся проходящих обучение в ВУЗах. Данная возрастная группа может представлять интерес как с физиологической, так и с психологической и профориентационной точек зрения. Эмоциональное напряжение характерное для процесса обучения представляет собой биологически целесообразную адаптационную реакцию. Однако, в условиях обучения некоторым специализациям приобретая хронический характер, оно может способствовать возникновению донозологических и патологических изменений в различных функциональных системах организма (П. К. Анохин, 1965; Е. И. Чазов, 1975; К. В. Судаков, 1976; В. И. Бадиков и др., 2001; Е. А. Юматов, 2001; П. И. Гуров, В. М. Дорофеев и др., 2002). Выявление донозологических форм позволяет своевременно осуществлять профилактические мероприятия. К сожалению, эти состояния, свойственные значительному числу людей, исследованы недостаточно и не учитываются при разработке профилактических мероприятий. В связи с вышесказанным донозологическая диагностика отклонений психофизиологических состояний у студентов становится важнейшей частью более общей проблемы — разработки научных основ охраны здоровья и оптимизации процесса обучения в ВУЗе. Целью настоящей работы является изучение степени напряжения регуляторных механизмов, а также участия различных церебральных уровней в процессах адаптации к учебной деятельности путем изучения колебательной структуры вариабельности ритма сердца у практически здоровых студентов обучающихся в различных образовательных средах. Методика. В исследовании приняли участие 55 практически здоровых студентов, с различным профилем обучения, в возрасте от 17 до 21 г. Было выделено 4 группы в зависимости от специализации (Институт физкультуры и спорта, Институт математики и физики) и года обучения (1-ый и 4-ый курсы). Контроль за физиологическим состоянием испытуемых осуществлялся через регистрацию сердечного ритма и дыхательных колебаний с помощью аппаратурно-программного комплекса «Поли-Спектр» (фирмы «НейроСофт» г. Иваново). Регистрация физиологических показателей осуществлялась в двух функциональных состояниях: 1 – в покое в горизонтальном положении, 2 – при проведении ортостатической пробы. По характеру восстановления колебательной структуры РС после нагрузки судили о пластичности или инертности систем, ответственных за адаптивные сдвиги. Оценку вегетативного тонуса и степени централизации управлением в сердечно-сосудистой системе проводили по статистически значимым показателям частотного анализа: ЧКЦ, CDR-R, СКО, Мо, АМо, Ме, ВР, ИВР, ПАПР, ВПР, ПЧСС и коэффициенту 30/15; а также спектрального анализа: PW, VLF, LF, HF, HF%, LF%, VLF%, LF/HF. Оценка уровня напряжения адаптивных механизмов осуществлялась по значениям показателей ИН, ИН2/ИН1, ЧСС, и динамике АД. Статистическая обработка цифровых данных осуществлялась с помощью стандартного пакета программ SPSS с использованием параметрических и непараметрических критериев. Результаты исследования и их обсуждение. В ходе эксперимента мы получили увеличение симпатических влияний в ответ на интенсивную умственную нагрузку и рост парасимпатического вклада с увеличением доли физических тренировок, что согласуется с представлениями о том, что рост физической тренированности сопровождается увеличением влияния парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на сердечный ритм. К 4-ому году обучения среди студентов спортивного факультета в состоянии покоя наблюдается усиление парасимпатических влияний, которое согласно мнению А.С.Павлова и В.В.Шигалевского (1986) свидетельствует о том, что физическая тренированность существенно влияет не только на холинергические и симпатоингибиторные механизмы регуляции сердечной деятельности, но и значительно снижает централизацию управления СР. Таким образом, у физически развитых студентов по сравнению с нетренированными наблюдается уменьшение вариабельности и мощности LF, что свидетельствует о преобладании парасимпатической регуляции [3]. После нагрузки показатели первых быстрее возвращаются к норме [6]. В норме у физически тренированных людей показатель HF значительно больше соответствующего показателя нетренированных [4]. Значительной разницы в отношениях LF/HF не наблюдается [5]. Считается, что большая ВСР у спортсменов отражает преобладание парасимпатической активности без снижения симпатической [2]. Со снижением уровня физической тренированности, что может наблюдаться у студентов Института физики и математики и Института экономики, происходит закономерное понижение активности автономного и повышение центрального контура управления СР. Это следует считать неблагоприятным явлением, свидетельствующим о том, что уже в состоянии относительного покоя у этих испытуемых наблюдается наличие напряжения механизмов регуляции, усиливающееся с падением уровня физической тренированности. Детренированность, ухудшение физического самочувствия, как правило, связаны с ростом ЧСС и падением ВСР, вялыми реакциями на физический и иные виды стресса, например активный тилт-тест и т.п. Эти изменения ВСР у детренированных являются прямым следствием и диагностическим признаком падения вегетативного тонуса [1]. Также, высокая умственная нагрузка характерная для студентов Института физики и математики в течение четырех лет обучения приводит к достоверному увеличению роли симпатических влияний, повышению уровня напряжения механизмов регуляции и соответственно более низкому уровню адаптации по сравнению с аналогичными показателями студентов Института физкультуры и спорта. Полученные результаты подтверждают наше предположение о необходимости контроля состояния здоровья студентов в динамике обучения, особое внимание в котором следует уделить учащимся тех специальностей, которые имеют дефицит двигательной активности и высокую умственную нагрузку.
Список литературы. 1. Жемайтите Д.И. Вегетативная регуляция синусового ритма сердца у здоровых и больных. В кн.: Анализ сердечного ритма. Вильнюс, 1982; 5-22. 2. Costa O, Freitas J, Puig J et al Spectrum analysis of the variability of heart rate in athletes. Rev Port Cardiol 1991 Jan; 10(1): 23-8. 3. Janssen MJ, de Bie J, Swenne CA et al Supine and standing sympathovagal balance in athletes and controls. Eur J Appl Physiol 1993; 67(2): 164-7. 4. Molgaard H, Sorensen KE, Bjerregaard P. Circadian variation and influence of risk factors on heart rate variability in healthy subjects. Am J Cardiol 1991 Sep 15; 68(8): 777-84. 5. Puig J, Freitas J, Carvalho MJ et al Spectral analysis of heart rate variability in athletes. J Sports Med Phys Fitness 1993 Mar; 33(1): 44-8. 6. Sacknoff DM, Gleim GW, Stachenfeld N et al Effect of athletic training on heart rate variability. Am Heart J 1994 May; 127(5): 1275-8.
|