Для обеспечения
оптимальных условий образовательного процесса, необходимо чтобы изменения,
проводимые в рамках модернизации и оптимизации высшего профессионального
образования соответствовали потребностям студентов и преподавателей. Для
выявления потребностей такого рода должны проводиться исследования, в рамках
дидактики высшей школы.
На кафедре клинической психологии и психотерапии
было проведено исследование, целью которого являлось изучить оценку студентов
по отношению к учебному процессу на данной кафедре.
Объект исследования: Система обучения.
Предмет исследования: Учебный процесс на кафедре
клинической психологии и психотерапии.
Метод исследования: Анкетирование. Анкета для
студентов носила название «Оценка сторон учебного процесса на кафедре
клинической психологии и психотерапии».
В исследовании принимали участие студенты СибГМУ
лечебного факультета - 51 человек; педиатрического - 32 человека; факультета
клинической психологии, психотерапии и социальной работы (отделение
«Клиническая психология») – 57 человек; факультета высшего медсестринского
образования – 7 человек; факультета экономики и управления здравоохранением –
9 человек. Всего в исследовании приняло участие 156 человек (125 женщин и 31
мужчина), в возрасте от 18 до 36 лет. Статистическая обработка материала
проводилась с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0, при помощи
Н-критерия Крускала-Уоллиса. Проверка при помощи данного критерия не обнаружила
достоверных различий между группами, следовательно, результаты анкетирования
студентов указанных факультетов можно было объединить в одну группу.
Студентам в анкете предлагалось оценить по 5-ти
балльной системе различные стороны учебного процесса на кафедре клинической
психологии и психотерапии по пунктам приведённым в таблице.
Таблица
Оценка учебного процесса на кафедре клинической
психологии и психотерапииСибГМУ
Стороны учебного процесса
|
Общая оценка (макс. 5баллов)
|
1. Профессиональный уровень преподавателей
|
4,6
|
2. Качество (уровень) лекций
|
3,8
|
3. Качество практических занятий, семинаров
|
3,7
|
4. Организаций консультаций
|
2,5
|
5. Организация исследовательской работы
студентов
|
2,8
|
6. Материально-техническое обеспечение
учебного процесса
|
2,8
|
7. Обеспеченность учебной, научной литературой
|
2,6
|
8. Соответствие обучения запросам работы и
жизни
|
3,4
|
9. Работа студенческого научного кружка
|
3,1
|
В таблице отражены следующие результаты.
Большинство студентов оценили профессиональный уровень преподавателей на
оценку 4,6 балла из 5 максимально возможных, что говорит о высоком уровне
профессионализма этих людей, о высоком качестве преподавания и практической
значимости информации, которую они доносят до студентов. Качество (уровень)
лекций студенты в своей общей массе оценили на 3,8 балла. Что соответствует
удовлетворительному результату. Качество практических занятий и семинаров
студенты оценили на 3,7 балла. Можно предположить, что данная оценка зависит от
того, в какой форме проводятся практические занятия, какие методы обучения
используют преподаватели при проведении семинаров, какой метод оценки знаний
они используют. Также стоит отметить то, как оценка, ожидаемая студентами
относительно собственных знаний, соотносится с оценкой преподавателя,
насколько они удовлетворены ей. Организацию консультаций студенты оценили в
2,5 балла. Т.е качество консультаций не удовлетворяет потребности студентов в
полной мере. Организацию исследовательской работы студентов респонденты
оценили на 2,8 балла. Что свидетельствует о необходимости поддерживать и
помогать студентам в реализации их научных планов и поисков. Материально-техническое
обеспечение учебного процесса студенты оценили в 2,8 балла. По данным исследования,
проводившегося в 2006-2007 гг. студентам необходимы: компьютерный класс с
выходом в Internet; комната для проведения тренинговых занятий; оборудование
для проведения исследований. Пункт «обеспеченность учебной литературой»
получил оценку 2,6 балла. Такой балл можно объяснить тем, что справочной
литературы по клинической психологии в библиотеках СибГМУ не достаточно, либо
она не совсем соответствует потребностям студентов. Вариант ответа
«Соответствие обучения запросам работы и жизни» был оценен студентами на 3,4
балла. Такой результат можно объяснить тем, что большинство студентов не имеют
четкого представления о том, что должны включать в себя получаемые ими знания
необходимые им в дальнейшей работе. Стоит прислушаться к студентам по поводу
того, какие знания они хотели бы получать, какие сведения, информация им
необходимы и какие методы обучения будут полезны для того, чтобы программа, на
их взгляд, соответствовала запросам работы и жизни. Работа кружков оценена в
3,1 балла, что соответствует оценке «удовлетворительно».
Таким образом, по результатам проведенного
исследования следует сделать вывод о том, в целом учебный процесс на кафедре
клинической психологии и психотерапии имеет оценку «удовлетворительно». Стоит
отметить, что систематическое изучение мнения студентов относительно учебного
процесса может служить одним из инструментов оптимизации высшего
профессионального образования.
Список литературы:
1. Управление
качеством образования : Сборник методических материалов / Сост. О. Е. Лебедев.
– М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – 128 с.