Ивановская государственная медицинская академия Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Элективные курсы (занятия по интересам) – относительно новая форма обучения студентов в медицинских вузах, определенная действующим в настоящее время государственным образовательным стандартом по додипломному высшему медицинскому образованию [4]. Их цель – акцентировать медицинскую направленность теоретических дисциплин с элементами профилизации [6], расширить и углубить знания студентов по выбранному ими направлению дальнейшей профессиональной деятельности. Очевидная важность этого направления в общей системе многоуровневого образования, сопряжена с целым рядом трудностей, связанных с организацией и методикой проведения этих занятий. Особенно много дискуссий возникает на младших курсах при изучении теоретических дисциплин. С одной стороны, у большинства студентов отсутствует четкое представление о своей будущей врачебной специализации, с другой стороны, их базовая подготовка еще недостаточна. Часто дебатируется мнение о нецелесообразности проведения элективов у первокурсников. После целого ряда более или менее удачных рабочих вариантов коллектив кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии ИвГМА выработал относительно оптимальный «алгоритм» организации и методологии проведения электива в конце второго семестра после прохождения курсов цитологии, общей эмбриологии и общей гистологии согласно основной образовательной программы [5]. Он осуществляется в рамках общевузовского расписания ИвГМА, в котором в конце семестра учебной частью предусматривается специальная неделя, свободная от фронтальных и курсовых занятий. Проведению электива предшествует серьезная и кропотливая работа всей кафедры. На методическом совещании обсуждается список тем, которые могут быть предложены на выбор студентам. Эти темы должны отвечать ряду требований. Прежде всего, они должны основываться на учебном материале, который студенты уже освоили на кафедре. Они должны носить не только познавательный характер в пределах изучаемой федеральной дисциплины, но и активизировать профессиональный интерес обучающегося. Кафедра должна обладать соответствующей материальной базой для проведения курса по предложенной тематике. На следующем этапе утвержденные кафедральным совещанием темы предлагаются на выбор студентам. Отобранная по большинству «голосов» тема включается деканатом в вузовский перечень элективов («ярмарка элективов») на текущий семестр. Формируются группы студентов, пожелавших пройти данный курс на кафедре гистологии. Аудиторная нагрузка в среднем составляет 20 часов на группу. Исходя из нашего опыта элективные занятия должны содержать следующий дидактический материал : 1. Специально составленные тесты для проверки исходных (остаточных) знаний по теме. Такой тип контроля современен и адекватен [3]. Он имеет ряд несомненных достоинств: быстрота (тестирование идет не более 10 минут), полный охват группы, стандартизация опроса. Он позволяет оценить степень «выживания знаний» и эффективно скорректировать тактику последующего ведения занятий (лекций). 2. Установочная (вводная) лекция. 3. Изучение и последующая «диагностика» микроскопических препаратов, схем, электронограмм. 4. Решение ситуационных (в т.ч. клинико-морфологических) задач. 5. Подведение итога с выставлением в журнал индивидуальной оценки. Особо следует отметить дидактическую ценность клинико-морфологических ситуационных задач [1,2]. Они позволяют при крайне напряженном временном режиме значительно повысить глубину фундаментальных теоретических знаний и профессиональную мотивацию обучающихся. На кафедре создан и постоянно обновляется банк ситуационных задач. Они интегрируют логическую структуру курсов цитологии, общей эмбриологии и гистологии с доступными для понимания первокурсника клиническими примерами. Задача состоит из двух основных разделов: ситуационного клинико-морфологического предписания и контрольного задания. На наш взгляд вполне допустимо и даже желательно введение в текст задачи несложной медицинской терминологии с краткой расшифровкой, что способствует постепенному формированию у студента профессионального понятийного фонда. Задачи содержат эталоны ответов и могут использоваться для обучения и контроля. Из тем, предложенных кафедрой для выбора студентов, можно отметить следующие: 1. Медицинские аспекты эмбриологии. 2. Современная цитология и ее значение для медицины. 3. Методы исследования в морфологии. 4. Актуальные проблемы гистогенеза, клеточно-дифферонной организации и регенерации тканей. С наибольшим успехом, по отзывам студентов и мнению преподавателей, прошел элективный курс по последней тематике. В нем наиболее гармонично удалось совместить элементы повторения пройденного в семестре материала по общей гистологии (традиционно трудного для студентов) с внесением новой информации базового и прикладного научного характера, а также дать сведения о новейших тканевых технологиях в практическом здравоохранении. Подводя итог вышеизложенному, следует подчеркнуть, что элективные занятия на младших курсах целесообразны и необходимы. Они должны нести на себе не только функцию программного обучения, но и иметь большое воспитательное и профессионально-мотивационное значение. Одним из существенных методологических направлений этой формы обязательного обучения в вузе следует считать переход от преимущественно регламентирующих методов преподавания к проблемным и ситуационно-игровым вариантам, активирующим познавательный и профессиональный интерес обучающегося.
Литература. 1. Виноградов С.Ю., Погорелов Ю.В. Опыт применения клинико-морфологических задач на кафедре гистологии медицинского вуза //Морфология. 1992. – Т.102, №2. – С.142-144. 2. Виноградов С.Ю., Погорелов Ю.В. Клинико-морфологические ситуационные задачи в интеграции теоретических и клинических дисциплин //Интеграция преподавания теоретических и клинических дисциплин. – Иваново, 1996. - С.24-25. 3. Гокжаев М.Б., Прокопов А.А., Берлянд А.С. Опыт рейтингового контроля знаний студентов по курсу общей химии в медицинском вузе //Естествознание и гуманизм. Томск, 2005. – Т.2, №6. – С.3. 4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального медицинского образования. Москва, 2000. 5. Примерная программа по дисциплине гистология, эмбриология, цитология. Москва, 2002. 6. Погорелов Ю.В., Виноградов С.Ю., Томилина Л.А. Медицинская направленность преподавания гистологии для студентов педиатров. Опыт учебно-методической и воспитательной работы со студентами педиатрического факультета /Иваново: медицинский институт, 1995. – 53 с.
|