Курский государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
По данным социально-демографических, психологических, медицинских и валеологических исследований, проведенных в последние 8 – 10 лет, состояние здоровья населения России неуклонно ухудшается.
В настоящее время ухудшение социально-бытовых, экологических, гигиенических условий жизни сказывается на состоянии здоровья детского организма: наблюдается рост общий и высокий уровень младенческой смертности, рост смертности подростков и молодых – наиболее репродуктивных возрастных групп мужского пола; увеличивается процент хронических заболеваний у детей и подростков; наблюдается увеличение врожденных и приобретенных заболеваний у новорожденных, количества учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья к моменту окончания школы.
Одной из основных причин сложившегося положения является то, что у людей не сформирована устойчивая установка на здоровый образ жизни и нет ясного понимания, как следует заботиться о своем здоровье. В результате большинство из них не соблюдает в полной мере элементарных правил гигиены, не занимается систематически закаливанием и физическими упражнениями, не бережет и не укрепляет должным образом свою психику, курит и употребляет алкоголь.
Существующая система образования направлена не на сохранение и улучшение состояния здоровья учащихся, а на его ухудшение. По статистике 80-85 % детей школьного возраста имеют плохое здоровье, более 60% студентов вузов требуют стационарного лечения. Судя по научным и статистическим данным, именно школа способствует возникновению хронических заболеваний у каждого второго ребенка, приводя к существенной утрате резерва здоровья.
Завышенный объем учебных программ, учебников, их качество резко увеличивают число больных учеников. К этому же ведет несоответствие мебели и оборудования гигиеническим нормам, загрязнение воздуха в школьных помещениях. Усугубляет положение отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специальных знаний и умений по элементарной диагностике состояния здоровья детей, об организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.
В этой связи важно отметить, что установка на здоровье и здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, для этого необходимо определенное педагогическое воздействие. Опыт показывает, что обучение в форме традиционного просвещения (информирование о негативных тенденциях в здоровье, вреде курения, алкоголя, наркотиков и т.д.) не приводит к радикальному изменению в лучшую сторону образа жизни людей. Следовательно, необходимо искать новые способы педагогического воздействия на людей, способные обеспечить сознание у них мотивационного отношения к своему организму, психике и половому статусу, формирование научного понимания сущности здорового образа жизни, оптимизацию их текущей жизнедеятельности, в конечном итоге – улучшение здоровья.
Проблема усугубляется тем, что негативные тенденции в здоровье начинают обнаруживаться у подрастающего поколения. Ясно, что ответственность за это также лежит на взрослых людях, прежде всего родителях и профессиональных педагогах.
Что касается родителей, то на них, как показывает опыт, сегодня рассчитывать трудно – они чаще всего не служат для своих детей примером валеологического отношения к жизни и не способны должным образом обучать их «науке быть здоровым». Следовательно, наиболее приоритетной становится задача обеспечения здоровья детей, подростков, юношей и девушек в учреждениях образования и, прежде всего в школе. Так как учителя наиболее тесно связаны с подрастающим поколением и могут профессионально заниматься педагогическим обеспечением их здоровья. Они имеют возможность встречаться с родителями и, следовательно, оказывать им консультативную помощь по вопросам валеологического воспитания детей. Актуальной становится задача валеологического анализа деятельности учителей по воспитанию учащихся.
В связи с поставленной задачей отметим, прежде всего, следующее: основой личности человека являются вовсе не знания, умения и навыки, и даже не интеллект и способность к обучению, формированием которых чаще всего заняты учителя в школе. «Ядром» личности человека являются доминирующие у него потребности. Согласно П. В. Симонову, первым принципом продуктивной теории воспитания должен стать решительный переход от обучения одному лишь знанию норм поведения к его более глубоким основам – к формированию такого набора и такой иерархии потребностей воспитуемого, которые наиболее благоприятны для развития общества и реализации личности во всем богатстве ее потенциальных возможностей. Однако, учителя массовых школ практически не руководствуются указанными принципами в своей практической деятельности. Учебная деятельность детей строится здесь на принудительных репродуктивных принципах и направлена на формирование у них нормативных знаний, умений и навыков. В процессе такой учебы у детей не удовлетворяются базовые потребности в саморазвитии, самопознании, самоопределении, актуализирующиеся у них, соответственно, в детстве, отрочестве, юности.
Валеологические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья школьников. Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенного без учета актуализирующихся потребностей учащихся. В результате такого противоречия у детей возникает психическое перенапряжения, которое провоцирует возникновения многих соматических заболеваний. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддиктивное поведение), в конечном итоге – ухудшается их здоровье. Вторая причина связана с неспособностью самих учащихся должным образом заботиться о собственном здоровье, что также говорит о недостатках в системе школьного образования.
С позиции идеи доминирующих потребностей можно выделить следующие этапы формирования здоровья человека:
1) младенческий и преддошкольный возраст (до 3-х лет). В этом возрасте у детей доминируют простейшие биологические потребности в пище, кислороде, сне и др. Их удовлетворение в значительной степени зависит от того, как в этот период жизни ребенка за ним ухаживает его мать.
2) дошкольный и младший школьный возраст (3-10 лет). В этот период жизни человека актуализируются сложнейшие биологические потребности в игре и подражании, а также дополнительные потребности в свободе и вооруженности (опытности). Соответственно, основными средствами формирования здоровья в этот возрастной период ребенка должны являться примеры безопасного и «здравосозидающего» поведения людей, вызывающие у него подражательные действия, а также игры и творческие акты, связанные с заботой о здоровье. Причем, непременным условием правильного воспитания ребенка должна быть свобода выбора им объекта подражания, игрового действия, вида и содержания творческой активности.
3) подростковый возраст (10-15 лет). В этом возрасте доминирующее значение сохраняют дополнительные потребности в свободе и вооруженности и актуализируются идеальные потребности в самопознании и поиске смысла. Только благодаря активному самопознанию у подростка формируется правильное понимание собственной жизнедеятельности. Средствами удовлетворения идеальных потребностей должны стать: 1) различные виды продуктивной творческой деятельности, связанной с укреплением организма, регуляцией психики, формированием сексуальности; 2) общение со сверстниками; 3) различного рода испытания и тестирования, позволяющие подростку провести самоанализ и самооценку, определить свою «особенность», «уникальность»; 4) смыслотворческие акты, направленные на понимание им сущности отдельных аспектов здоровья и самой жизни. Процесс формирования здоровья в этом возрасте будет проходить правильно лишь, в том случае, если все указанные выше процессы станут осуществляться у подростка на добровольной основе.
4) юный и зрелый возраст (15 лет и старше). В юношеском возрасте у человека актуализируются социальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самосовершенствовании, которые интегрируются в более сложную социальную потребность в самоопределении. Социальные потребности «вырастают» из соответствующих биологических потребностей: потребность в самовыражении – из потребности в подражании, потребность в самоутверждении – из потребности в игре, потребность в самосовершенствовании – из потребности в саморазвитии. В свою очередь дополнительные потребности в этот период также преобразуются в потребности саморегуляции деятельности и творческой активности. Средствами удовлетворения указанных потребностей являются различные виды образовательной, практической деятельности. Чтобы процесс формирования здоровья шел нормально, эти деятельности должны строиться на творческой основе, при обязательном праве человека на выбор содержания, способов реализации и оценки результатов исполняемой деятельности. Кроме перечисленных социальных потребностей, осознаваемых человеком в качестве своих прав, в юношеском возрасте актуализируются и другие социальные потребности, которые воспринимаются им как обязанности. Среди последних большее значение имеют потребности, связанные с соблюдением нравственных норм поведения и заботой о здоровье окружающих людей. Анализ показывает, что формирование этих потребностей находится в полной зависимости от реализации в подростковом и юношеском возрасте внутренних побуждений человека к самопознанию, самовыражении и т. д.. В процессе осознания своей ценности и индивидуальности, а также самоопределения и саморегуляции деятельности у индивида формируются такие важные человеческие свойства, как сознательность и ответственность, которые обуславливают всё его поведение во взрослой жизни.
К сожалению, практика показывает, что процесс становления человека в детстве и отрочестве очень часто не соответствует его потребностям. Поэтому в юношеском и зрелом возрасте у него появляется немало вредных привычек и проблем со здоровьем. Соответственно, возникают педагогические задачи перестройки указанных сфер его жизнедеятельности и в целом образа жизни на «здравосозидающих» основах.
Таким образом, в общем, виде валеологически обоснованную концепцию школьного образования можно сформулировать следующим образом: от валеологически обоснованного саморазвития и непроизвольного овладения основными навыками образовательной деятельности, через самопознание и смыслотворчество – к самоопределению, самосовершенствованию и выработке валеологически обоснованного способа образовательной деятельности и в целом – жизнедеятельности.
Реализация валеологического подхода в педагогике обеспечивает сохранение, укрепление и формирование здоровья как учащихся, так и преподавателей.