Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА АДАПТИРОВАННОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Печать E-mail
Автор Пантолик Т.С.   
09.07.2009 г.
Сургутский государственный педагогический университет

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника


    Одной из важных проблем современной психологии является проблема социальной адаптации и социального развития личности. Хорошая адаптированность в социуме является важным условием успешной деятельности и здоровья человека.
           В нашем исследовании адаптация определяется как процесс взаимодействия субъекта и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям и приводящие к преодолению стрессовых ситуаций. Наряду с понятием «адаптация», в качестве рабочих мы используем понятие «адаптированность». В свою очередь, адаптированность определяется как некоторое психическое состояние, достигнутое в результате реализации возможностей личности к адаптации.
В исследованиях Э. М. Александровской, Ф.Б. Березкина,   Д.Н. Исаева, А.А.Налчаджяна, А.Н. Петровского, посвященных проблемам адаптации, раскрыто содержание понятий «адаптация», «адаптированность» и «дезадаптация». В.И.Гарбузов, И.В. Дубровина, Н.Н. Заваденко, А.И.Захаров изучали причины дезадапации и формы  ее проявления у детей.
     В связи с этим, особый интерес для изучения влияния на адаптированность, представляет феномен социального интеллекта, как интегральной интеллектуальной способности, обеспечивающей успешность  межличностного общения и социальную адаптацию.  Этот психологический конструкт  - понятие сравнительно новое для современной  психологической науки. Он относится к  области взаимодействия интеллекта с окружающим миром.
Социальный интеллект  определяется как некая совокупность когнитивных функций, которые обеспечивают способность индивида к познанию социальной действительности, самоуправлению, служащая целям адаптации субъекта к социальному окружению.
Анализ литературы позволяет выделить ряд воззрений на определение понятия «социальный интеллект».
Так, Дж Гилфорд, Н.А.Кудрявцева представляют социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации.
В работах М.К.Акимовой, М.И. Бобневой,  В.Н.Кунициной, Г.Оллпорта, Р.Селмана социальный интеллект определяется как способность, обеспечивающая эффективное межличностное взаимодействие и адаптацию в социуме.
С точки зрения В.Н. Куницыной, социальный интеллект представляется как глобальная способность, позволяющую индивиду достигать гармонии с собой и окружающей средой.
 Г.П.Геранюшкина определяют социальный интеллект как систему когнитивных свойств, влияющих на коммуникативную компетентность, успешность обработки социальной информации.
Следует отметить   ряд  функций, выполняемых социальным интеллектом, способных влиять на биосоциальную адаптированность  индивида. Среди них :                                        -обеспечение адаптивности в меняющихся условиях;
-самопознание, саморазвитие;
-планирование  межличностных событий  и прогнозирование их развития;
-обеспечение психологической выносливости, энергетический потенциал личности.
Таким образом, опираясь на вышеизложенное, мы предполагаем, что уровень развития социального интеллекта индивида влияет на процесс  его социальной адаптации и адаптированность.
Исследование социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста обусловлено тем, что это период интенсивной социализации личности, когда уже складываются многие познавательные способности и личностные особенности ребенка, которые еще не являются жестко фиксированными и завершенными.
Старшие дошкольники усваивают различные модели поведения, как приемлемые, так и неприемлемые социально, в ходе взаимодействия с другими детьми. Игра со сверстниками дает детям возможность  проявить свои эмоционально-когнитивные способности, научиться решать вопросы социальноприемлемыми способами, с помощью интеллекта. В проблемные ситуации чаще попадают дети, имеющий низкий уровень базовых социальных умений, некомпетентные в вопросах общения и коммуникации.  
Используя метод стандартизированного наблюдения, нами отмечено, что дети старшего дошкольного возраста с высоким уровнем социального интеллекта стремятся к контактам со сверстниками, дружелюбны, в игровой деятельности проявляют инициативу, чувствительны к взаимодействиям со сверстниками, легко уживаются в детском коллективе.
Дети с низким уровнем развития  социального интеллекта  испытывают трудности в общении, пассивны, не проявляют готовности к сотрудничеству, в конфликтных ситуациях  используют деструктивные способы их разрешения.
 В старшем дошкольном возрасте возможны коррекция и компенсация тех нарушений адаптации и когнитивных функций детей, которые в дальнейшем преодолеть будет значительно труднее. Этому может способствовать  целенаправленная психолого-педагогическая работа в дошкольном учреждении и в семье по повышению уровня социального интеллекта детей, что улучшит возможности их биосоциальной адаптации.



Литература:
1.Березкин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.,1988.
2.Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления./ Под ред. Матюшкина А. А. М.:Прогресс,1968.
3.Куницина В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения.//Теоретические и прикладные вопросы психологии./ Под ред. Крылова А.А. СПб, 1996.
4.Петровский В.А. Психология неадаптивной личности.- М., 1992.
5.Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта.// Проблемы оценивания в психологии. Саратов: СГУ, 1984.

Последнее обновление ( 12.07.2009 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99