Ставропольский государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Любое исследование личности является многоаспектным. Будущее в отличие от прошлого, - это проективное личностное пространство, образованное способностями её сознания, воображения, мышления, мотивации достижений и притязаниями. Сколько жизненных сил, жизненных умений, способностей чувствовать, мыслить, осознавать личность вобрала из всех этапов своего прошлого в свое настоящее «я» и его отношения с миром, сколько проективного конструктивного времени – пространства она способна охватить как свое будущее и сколь разумен и обоснован этот перспективный охват, масштаб, столь и сильна пружина личностного времени, движущая его в это будущее. Проекция в будущее есть опора на реальное пространство – состояние настоящей жизни, обеспеченное механизмами самой личности (Абульханова К.А., Березина Т.Н., 2001.)
Время жизни – это производная от взаимодействия личности с объективной реальностью, способ взаимодействия личности с условиями жизни. С точки зрения Е.Е. Сапоговой, в молодости впервые выстраиваются жизненная стратегия, опирающаяся на рефлексию, и соотнесение своих индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества. Эта стратегия опирается на временную жизненную перспективу, которая создавалась на этапе от дошкольного до юношеского возраста. Жизненный путь, намеченный для себя личностью, представляет собой не просто набор фиксированных желаемых жизненных позиций, но некоторую гибкую линию, связанную с реализацией своих ожиданий во времени, соотносимую с рефлексией наличных возможностей (Сапогова Е.Е., 2001).
Исследование, проведенное нами по изучению ощущения студентами своего психологического и реального возраста, показало, что большинство студентов считает себя психологически моложе своего реального возраста (РВ>ПВ). Это количество соответствует 47,03% от всех участвующих в опросе. Средний психологический возраст этой группы по отношению к реальному возрасту составил 15 лет. Если сравнить распределение по возрастным категориям, можно сказать, что студенты 1-2 курсов, возраст которых - 18-19 лет, составляют большую часть этой группы и относительно равное количество студентов, считающих себя моложе реального возраста (среди студентов 3-4 курсов, возраст 20-21 год и студентов выпускных курсов, возраст которых 22-25 лет). В процентном соотношении это можно представить следующим образом: 21,09% опрошенных составили студенты 1-2 курсов, 12,97% - студенты среднего звена обучения и 12,97% - студенты выпускных курсов.
При этом результаты исследования позволяют говорить о том, что 28,11% всех участников считают себя психологически старше своего реального возраста (PB<ПВ). Средний показатель психологического возраста соответствует 26 годам, наряду с этим необходимо отметить, что большая часть этой группы опрошенных относится к студентам выпускных курсов. Количественное соотношение между студентами, психологически ощущающими себя старше, можно выразить так: лишь 7,03% студенты 1-2 курсов (возраст студентов 18-19 лет), среди студентов 3-4 курсов (возраст 20-21 год) этот показатель равен 8,50%, и среди выпускников (возраст 22-25 лет) к этой группе себя отнесли 12,48%.
Необходимо отметить тот факт, что среди всей опрошенной студенческой аудитории только 24,86% оценивают свой возраст наиболее адекватно (т.е. психологическое ощущение своего возраста соответствует реальному возрасту) (РВ=ПВ). Интерес представляет и то, что для студентов двух последних выделенных групп (т.е. группы с адекватной оценкой психологического возраста, и группы, где психологический возраст является старше реального возраста) субъективная оценка продолжительности жизни в среднем будет равна 76 лет. И только для студентов группы, чей реальный возраст старше психологического возраста, средняя продолжительность с их точки зрения для этого поколения будет 72 года.
Следовательно, можно говорить о том, что большая часть опрошенных студентов, это составляет 47,03%, оптимистично смотрит в будущее, и, следовательно, их жизнь рассчитана на большой диапазон жизненного пути по сравнению с тем, которым располагают студенты в действительности. Необходимо отметить, что именно студенты первых курсов оценивают свою временную перспективу более радужно и оптимистично по сравнению со студентами других курсов. Но при этом они не имеют реальной опоры на действительность (т.е. отсутствие высшего образования, материальная нестабильность, социальная неопределенность).
В противовес этому показателю можно говорить о том, что 28,11% студентов (в частности 12,48% к концу обучения в вузе) считают себя старше психологически, чем это является в действительности. Большое внимание в группе этих студентов уделяется временной перспективе, это заставляет задуматься их о своих планах, целях, ожиданиях. Подтверждение нашим фактам мы находим в работе Е.И. Сапоговой, которая считает, что «начало взрослого бытия внутренне воспринимается как положительное и ценностное чувство, исчезают сомнения и переживания временности юности; человек начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю возрастную перспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода (как это было на предыдущих возрастных ступенях развития)» (Сапогова Е.Е., 2001, с.377).
Как уже отмечалось ранее, у 24,86% опрошенных студентов, психологический возраст и реальный возраст адекватны. Причем большую часть этой группы составляют студенты среднего звена обучения в вузе (10,27%). Этот факт говорит о том, что данный показатель рассматривается как критерий уравновешенной, гармоничной субъективной картины жизненного пути человека.
Итак, можно сделать вывод о том, что в период студенчества, у испытуемых наблюдается дифференцированное отношение к своему психологическому возрасту. Проведенное исследование позволяет утверждать, что в начале обучения в вузе студенты не могут реально оценивать свои возможности и поэтому ощущение своего психологического возраста занижается по отношению к реальному возрасту. Ощущение моложе себя на 5-6 лет позволяет с подростковой непосредственностью подходить к решению жизненных проблем. И в то же время на последних курсах обучения в вузе мы отмечаем психологическое увеличение своего возраста по отношению к реальному возрасту. Это позволяет полагать, что студент становится перед фактом вступления во взрослую самостоятельную жизнь, значит, обязан быть в ответе за свои дела и поступки, а также нести ответственность за других людей.