Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
В последние десятилетия актуальны исследования социального генезиса. В этой связи, вопрос гендерных процессов – наиболее востребованная тема. В настоящее время гендерные исследования достаточно широко проводятся во всём мире, в том числе (последнии десять лет) и в России. В определённом смысле внимание к вопросам гендерной социализации является порождением интенсивно распространяющихся во всём мире феминистских идей. Результаты исследования в области гендерной социализации с очевидностью приводят к тому, что особенности «мужской» и «женской» поло-ролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, в его личной и профессиональной судьбе. В этом смысле они очень важны в отражении процессов, происходящих в современном западном мире, основным направлением которого является всё большая гуманизация общества и повышенный интерес к духовному становлению личности. Высокий интерес к гендерным процессам можно объяснить фундаментальными переменами в сфере отношений полов.
Первый аспект. Как бы пафосно ни звучало, но со времён первобытнообщинного строя в вопросе гендера двух мнений не существовало, человечество в этом отношении развивалось поступательно, все более укореняясь в патриархальных устоях и изгоняя свободу женщины как равного социального партнёра мужчине. Даже в демократических полисах Древней Эллады место для женщины отводилось весьма скромное и незаметное, как в политическом, так и правовом отношении. Цивилизованное развитие западной культуры игнорировало женщину, равным образом, как и восточная культура. Безусловно, история сохранила имена женщин, которые имели общественное значение либо политический вес, но эти примеры в обязательном порядке входили в резонанс с существовавшими представлениями о предназначении и месте женщины. Такие примеры были скорее исключениями из правил, чем правилом. Но вопрос о правах женщин это – всего лишь один из аспектов современного гендерного генезиса.
Второй наиболее важный аспект, отчасти включающий в себя первый – изменение поло-ролевых моделей поведения. В патриархальной традиции существует жёсткая установка на представления о «мускулинности» (о мужской роли, мужском поведении, мужественности) и «феминности» (о женской роли, женском поведении, женственности). Роли мужчины и женщины строго регламентировались нормами морали и закреплялись юридически, с отсутствием возможностей варьирования. Такая патриархальная модель присуща в большей степени обществам, традиционно существующим по принципу сохранения традиций. С возникновением техногенного общества («индустриального общества») устои «традиций» стали размываться, и к сегодняшнему моменту этот процесс начинает достигать кульминации.
Ценностные приоритеты современной западной цивилизации изменились по сравнению с ценностями той же западной цивилизации столетней давности. Главным образом благодаря сильнейшим политическим, социальным и культурным переменам за прошедшие сто лет. В начале ХХ века западная цивилизация представляла собой нечто классическое - патриархальное, в социо-культурном плане – устойчивое общество с неизменной патриархальной традицией в психологии людей. Примерно начиная с 20-х годов ХХ века, формируются предпосылки разрушения патриархальных ценностей, в это время догматические представления о месте женщины, господствующие до сей поры, становятся сомнительными. В общественном сознании начинает вырабатываться понятие равноправия полов. Чуть раньше женщины получают политические права: так в Англии соответствующий закон был принят в 1918 году, ещё раньше в 1917, подобный декрет был издан большевистским правительством в России. Исторически динамику разрушения патриархальной традиции гендера можно условно разделить на три этапа: 1) до 20-х годов ХХ века – «начальный период», формирование феминистических идей; 2) с 20-х годов до 60-х годов – «период развития движения за равноправие женщин, назревание гендерного перелома», юридически закреплённое равноправие полов; 3) с 60-х годов ХХ века – «период, так называемой, сексуальной революции и дальнейшее развитие после», смена представлений о гендерных ролях (о мускулинности и феминности), изменение гендерных стереотипов, на сегодняшний момент этот процесс продолжается.
Таким образом, во многом патриархальность была обусловлена экономическим фактором, так как традиционные общества (где сильна власть традиции) по своей сути «общества выживания» в природной среде, а техногенные общества (индустриальные общества) – это «общества обживания» природной среды (т.е. новый тип общества, современный западный). Существование патриархальности во многом основывалось на физической слабости женщины по сравнению с мужчиной, так как была необходимость в физической силе для выживании в природных условиях (борьбы с природой, преодоление природы), но как только исчезла необходимость выживать благодаря исключительно физической силе (развитие технологий, научно-техническая революция, развитие науки и научных методов в преодолении природной стихии), то принцип патриархального господства стал саморазрушаться. Актуальность сместилась из области «физического» в область интеллектуального. Важно понимать, что «общество выживания» требует, чтобы «в первых рядах стояли те, кто будет с природой бороться физически» – т. е. мужчины, в «обществе обживания», те, кто будет бороться интеллектуально, следовательно, любой человек не зависимо от пола, главное обладающий достаточным интеллектуальным ресурсом. Таким образом, в «обществе обживания», в техногенном обществе (современном западном) значение пола стирается и становится важным не сохранение традиции, а нацеленность на постоянное совершенствование, изменение. Формирующиеся новые социо-культурные и поло- ролевые традиции современной западной цивилизации ещё только предстоит в себе воспитать.
Международная 67-й научная студенческая конференция им. Н.И. Пирогова
Список литературы:
1. Берн, Ш. М. Гендерная психология / Ш. М. Берн. – М: Пресс, 2002.
2. Хамитов, Н.В. Философия и психология пола / Н.В. Хамитов – Киев: Ника