Пятигорский государственный лингвистический университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. В педагогической литературе мировоззрение определяе6тся как «целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности социальной группы, общества» (Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М.Бим-Бада. – М.: БРЭ, 2002. – С.143).
На необходимость формирования мировоззрения указывают «Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования в России на 2002-2004 годы», утвержденный приказом Минобразования России от 25 января 2002 г. №193. В данном документе отмечено, что реализация основных направлений развития воспитания призвана способствовать «воспитанию у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения» (Воспитание школьников. – 2002. - №3. – С.7).
Формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира осуществляется на основе образовательных программ, определяющих содержание образования различного уровня (начального, основного среднего и полного среднего образования). Эти программы в целом направлены на формирование общей культуры личности, адаптации личности в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессии.
Формирование научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ — комплексный, непрерывный процесс, который может быть успешно осуществлен лишь на научной основе, в ходе изучения естественнонаучных, гуманитарных .дисциплин, предметов эстетического цикла, во внеклассной клубной работе. Содержание образования в школе в целом создает необходимые предпосылки для воспитания у учащихся основ научного мировоззрения. Каждый из учебных предметов дает возможность систематизировать и обобщать знания в наиболее общие понятия, законы и теории данной науки. В совокупности закладываются основы научного мировоззрения.
В формировании научного мировоззрения школьников велико значение иностранных языков. Изучая языки, учащиеся вооружаются знаниями о том, что язык возникает в процессе общественного производства и является средством координации деятельности людей. Являясь формой существования и формой выражения мышления, язык развивает сознание, которое не существует и не может существовать вне языковой оболочки. Только благодаря языку возможно абстрактное мышление. Учащиеся подводятся к пониманию того, что язык представляет собой систему материальных средств: звуков, слов, форм слов, закономерных словосочетаний в предложениях. Язык дает возможность определять научные понятия, категории, формулировать законы науки и тем самым глубоко проникать в сущность явлений. Особенностью изучения предмета «иностранный язык» является то, что процесс обучения построен на коммуникативной основе. При коммуникативном подходе обучение ориентировано на личность ученика. Обучение, как правило, строится не на прохождении учебных тем, а на обсуждении определенных проблем в жизни общества. При этом ученики обсуждают собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, страны, учатся высказывать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение. Коммуникативное обучение предполагает организацию процесса обучения как модели процесса общения. Уроки иностранного языка становятся уроками обучения общению посредством общения. Учащиеся учатся технике общения, его операционной стороне, решению различных коммуникативных задач. Обязательными условиями коммуникативного обучения иностранному языку является создание на уроках благоприятного психологического климата, положительного эмоционального настроя. Обучение, осуществляемое в атмосфере доброжелательности, релаксации, помогает раскрыться разным сторонам личности школьника, способствует формированию социально важных качеств личности. При изучении иностранного языка школьники получают как бы дополнительное «окно в мир», непосредственный доступ к ценностям мировой культуры, в особенности к культурным ценностям страны изучаемого языка: ее истории, географии, науке, литературе, искусству.