Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Для адаптации химии к стоматологическим проблемам в соответствии с требованиями государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040400 «Стоматология» основу курса химии для студентов 1 курса стоматологического факультета составляют разделы, позволяющие раскрыть химические и физико-химические аспекты превращений веществ в живом организме.
С целью сохранения логики изложения материала в пределах учебного плана на кафедре общей химии в первом семестре изучается общая химия, а во втором- биоорганическая.
Структура, свойства биологически активных соединений, основные закономерности процессов, в которых они участвуют, рассматриваются на основе общих теоретических основ химии (строение атома, химическая связь, биогенные элементы, химическая кинетика).
Преподавание химии на стоматологическом факультете предполагает при рассмотрении таких тем, как «Химическая кинетика и химическое равновесие», «Гетерогенные равновесия», «Адсорбция», «Биогенные элементы» и т.д., привлечение в качестве конкретных примеров процессов, протекающих в ротовой полости.
Понятно, что первокурсник еще не знаком с биохимическими, физиологическими и стоматологическими аспектами этих процессов, но на основании общетеоретических представлений он может постепенно в процессе дальнейшего обучения на профильных кафедрах сформировать системный подход к этим проблемам. Рассматривая систему «зубная эмаль-слюна» как гетерогенную «осадок-раствор», можно получить начальное представление о таких процессах, как реминерализация и деминерализация, понять, почему снижение рН слюны может привести к разрушению зубной эмали. Используя в качестве модельной реакцию взаимодействия гидроксиапатита со фторид-ионами, можно понять механизм действия фторсодержащих паст на эмаль зубов. Знание сущности явления смачивания, адгезии и когезии, а также электрохимических процессов, необходимо будущему стоматологу, чтобы более глубоко понимать методики пломбирования и реставрации зубов. Показатели физико-химических и коллоидных свойств слюны можно использовать в диагностических и лечебных целях, целенаправленно изменяя ее состав и свойства.
Использование знаний о химизме протекания процессов в ротовой полости в практической стоматологии позволит сделать лечебные и профилактические мероприятия, проводимые стоматологом, более эффективными. Поэтому, главной целью курса химии на стоматологическом факультете является создание основ системного подхода к стоматологическим проблемам.