|
Бурятский государственный университет, г.Улан - Удэ
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов /Под ред. Л.М. Огородова, Л.В. Капилевич. – Томск, СГМУ.- 2002.-254 с.
Скачать сборник целиком
Принятие Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" породило новую правовую ситуацию, в которой пациент приобрел правовой паритет наряду с другими участниками процесса медицинского обслуживания как равноправный субъект медицинского страхования.Гражданско-правовое регулирование отношений "врач — пациент", "пациент — страховщик", "пациент — страхователь" реализуется через договоры обязательного медицинского страхования. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24.10.96 г. «О совершенствовании качества медицинской помощи населению РФ» установил положения о системах ведомственного контроля в учреждениях здравоохранения и вневедомственного контроля качества медицинской помощи. Вместе с тем, с ухудшением социально-экономических условий, ограничении доступности медицинской помощи и коммерциализации здравоохранения возрастает необходимость усиления контроля качества оказания медицинской помощи.
В результате проведенного нами социологического исследования населения Республики Бурятия выявлено следующее: среди респондентов высока неудовлетворенность системой здравоохранения: только 20,4% респондентов оценили медицинское обслуживание положительно, а 26,8% дали резко отрицательную оценку. Характер претензий - очереди к врачу, низкая культура обслуживания, плохое качество обслуживания, неудовлетворительная профилактическая работа - свидетельствует, что и в этой важной для здоровья сфере, услуги не соответствуют потребностям пациента. В связи с этим 1/5 респондентов в число первоочередных проблем, требующих неотложного решения в самое ближайшее время, включили задачу улучшения медицинского обслуживания, повышение его качества.
В Республике Бурятия при общественной организации «Общество защиты прав потребителей РБ» была создана автономная некоммерческая организация Республиканский Центр независимой экспертизы медицинской помощи населению, который производит вневедомственный контроль качества оказания медицинской помощи в РБ по заявлениям граждан.
Проведенный нами анализ причин обращения граждан в Центр показал, что основным мотивом обращения пациентов и их родственников были: летальный исход, расхождение диагнозов, осложнения, возникшие при лечении, инвалидизация больного, необоснованный отказ в госпитализации. Таким образом, складывается картина, что система ведомственного контроля не способна полностью обеспечить качественный контроль качества медицинской помощи.
При обсуждении результатов исследования мы пришли к выводу, что одним из главных мероприятий для улучшения качества оказания медицинской помощи населению является расширение системы вневедомственного контроля, как со стороны традиционных субъектов контроля, так и привлечение общественных объединений и организаций. По нашему мнению, это будет способствовать вскрытию нарушений, прикрываемые по ряду причин, ведомственной системой контроля качества медицинской помощи.
Литература
1. Сборник законодательных актов и нормативных документов.// Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. - М. 1995. - Т. 2. - 350 с.
2. Модонов А.Ф., Будаев С.Д. и др. Медицинское страхование в Бурятии. - Улан-Удэ. Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 48 с.
|