СГМУ, Томск
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск. - СГМУ. – 2003. – 268 с.
Скачать сборник целиком
Введение. Одной из главных целей деятельности маркетингового подразделения организации является обеспечение высокого уровня ее конкурентоспособности. Основой формирования конкурентной стратегии является анализ реальных и потенциальных конкурентов. Безусловно, основная цель такого анализа - определить собственные позиции на рынке, свои преимущества и недостатки и разработать стратегию поведения на будущее. Однако, традиционно предлагаемые подходы к оценке конкурентоспособности предприятий абсолютно неприемлемы для аптечных организаций, поскольку в их основе лежит расчет конкурентоспособности выпускаемой продукции. В связи с этим, возникла необходимость разработки и применения на практике методики комплексной количественной оценки конкурентных преимуществ фармацевтических организаций.
Материалы и методы исследования. В процессе исследования использовались методы системного, логического, маркетингового, экономико-статистического и социологического анализов. Апробация методики проводилась на базе аптек различной организационно-правовой формы собственности, работающих на фармацевтическом рынке г.г.Томска, Новосибирска, Омска, Новокузнецка, Железногорска.
Результаты и их обсуждение. Согласно разработанной нами методики, комплексная оценка конкурентоспособности аптечных организаций предусматривает определение 34 факторов, формирующих конкурентное преимущество аптек, которые подразделяются на 2 группы:
1. Факторы, формирующие внешнее конкурентное преимущество, т.е. образующие ценность для покупателя (месторасположение, режим работы аптеки, ассортимент, качество обслуживания и т. д.).
2. Факторы, формирующие внутреннее конкурентное преимущество аптеки, т.е. образующие ценность для организации. К этой группе относятся все виды ресурсов (материально-технические, трудовые, финансовые, технологические), а также создание преимущества по затратам.
Для каждого выделенного фактора экспертно определен коэффициент значимости, а также разработана его оценочная шкала в баллах в рамках уже сложившейся практики маркетинговых исследований. Перемножение фактически достигнутого значения каждого фактора на коэффициент его значимости дает единичный критерий конкурентоспособности. Сумма единичных критериев дает обобщенный (интегральный) критерий конкурентоспособности, который может сравниваться с показателями других аптек-конкурентов, что позволяет с высокой степенью объективности судить о конкурентном преимуществе исследуемой аптеки.
Заключение. Разработанная нами методика позволяет оценить конкурентоспособность аптечных организаций разных форм собственности и дать не только качественную, но и количественную ее оценку на рынке в современных условиях.
Литература:
1. Лифиц И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг.- 2-е изд., доп. и испр.- М.: Юрайт-М, 2001.- 224 с.
2. Максимкина Е. А., Лоскутова Е. Е., Дорофеева В. В. Конкурентоспособность фармацевтической организации в условиях рынка. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1999.- 256 с.
3. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Изд-ий книготорговый центр «Маркетинг», 2002. - 892 с.
|