1 - Челябинская государственная медицинская академия 2 –Южно-Уральский государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2009 год, Том 2, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (15 мб)
Важность проблемы коррупции в современном российском обществе можно продемонстрировать простым, но очень важным примером. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года слово «коррупция» и однокоренные слова встречаются по тексту 7 раз, при этом указано, что «для свободного, демократического и справедливого общества враг «номер один» - это коррупция». Президент подчеркнул, что Национальный план противодействия коррупции подписан еще в июле, а соответствующий пакет законов уже внесен в Государственную Думу.
Что же понимают под словом «коррупция»? Коррупция, в современном понимании термина, – это:
«а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица» (Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Историко-правовые исследования неопровержимо доказывают, что коррупция существовала в обществе всегда, появившись, как только возник управленческий аппарат.
В первобытных и раннеклассовых обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата. Правители высшего ранга требовали, чтобы нижестоящие «служащие» довольствовались только фиксированным «жалованием». Напротив, чиновники низших рангов предпочитали тайно получать от просителей (или требовать у них) дополнительную плату за исполнение своих служебных обязанностей. На ранних этапах истории античных обществ (древнегреческие города-государства, республиканский Рим), когда еще не было профессиональных государственных чиновников, коррупция почти отсутствовала. Это явление начало расцветать лишь в эпоху упадка античности, когда появились такие государственные чиновники, о которых говорили: «Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции». В этот время в римском праве появился специальный термин «corrumpire», который был синонимом слов «портить», «подкупать» и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений.
Там, где власть центрального правительства была слабой (например, в Европе в эпоху раннего средневековья), использование служебного положения для личных поборов с населения часто становилось общепринятой нормой. Так, в средневековой России «кормления» воевод и присвоение ими платы за разрешение конфликтов считались обычным доходом служивых людей, наряду с жалованием из казны или получением поместий. Чем более централизованным являлось государство, тем более строго оно ограничивало самостоятельность граждан, провоцируя чиновников низшего и высшего звена к тайному нарушению закона в пользу подданных, желающих избавиться от строгого надзора. Показательные наказания коррумпированных чиновников обычно не давали почти никакого результата, потому что на место устраненных (разжалованных или казненных) появлялись новые вымогатели взяток. Поскольку у центрального правительства обычно не было сил для тотального контроля над деятельностью чиновников, оно обычно довольствовалось поддержанием некоей «терпимой нормы» коррупции, пресекая лишь слишком опасные ее проявления. Наиболее ярко эта умеренная терпимость к коррупции заметна в обществах азиатского способа производства. В странах доколониального Востока, с одной стороны, правители претендовали на всеобщий «учет и контроль», но, с другой стороны, постоянно сетовали на жадность чиновников, которые путают собственный карман с государственной казной. Именно в восточных обществах появляются первые исследования коррупции. Так, автор Артхашастры выделял 40 средств хищений государственного имущества жадными чиновниками и с грустью констатировал, что «подобно тому, как нельзя не воспринять мед, если он находится на языке, так и имущество царя не может быть, хотя и в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
Коренной перелом в отношении общества к личным доходам государственных чиновников произошел только в Западной Европе эпохи нового времени. Идеология общественного договора провозглашала, что подданные платят налоги государству в обмен на то, что оно разумно вырабатывает законы и строго следит за их неукоснительным выполнением. Личные отношения стали уступать место чисто служебным, а потому получение чиновником личного дохода, помимо положенного ему жалования, начали трактовать как вопиющее нарушение общественной морали и норм закона. В конечном счете в централизованных государствах нового времени коррупция чиновников хотя и не исчезла, но резко сократилась. Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX веков. С одной стороны, начался новый подъем мер государственного регулирования и, соответственно, власти чиновников. С другой - рождался крупный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства» – уже не к эпизодическому подкупу отдельных мелких государственных служащих, а к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала. По мере роста значения политических партий в развитых странах (особенно, в странах Западной Европы после Второй мировой войны) получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы платили не лично политикам, а в партийную кассу. Крупные политики стали все чаще рассматривать свое положение как источник личных доходов. Так, в Японии и в наши дни политические деятели, помогающие частным корпорациям получать выгодные контракты, рассчитывают на получение процента от сделки. В это же время начала расти самостоятельность внутрифирменных служащих, которые также имеют возможности злоупотреблять своим положением.
Во 2-ой половине XX в., после появления большого числа политически самостоятельных стран «третьего мира», их государственный аппарат, как правило, изначально оказался сильно подвержен системной коррупции. Дело в том, что на «восточные» традиции личных отношений между начальником и просителями здесь наложились огромные бесконтрольные возможности, связанные с государственным регулированием многих сфер жизни. Например, президент Индонезии Сухарто был известен как «Мистер 10 процентов», поскольку всем действующим в этой стране иностранным корпорациям предлагалось платить четко обозначенную взятку президенту и членам его семейного клана. Типичной была коррупция «снизу вверх», когда начальник мог свалить всю вину на нижестоящих, но встречалась и коррупция «сверху вниз», когда коррумпированные чиновники высших рангов совершенно не стеснялись открыто брать взятки и даже делиться ими с подчиненными (такая система коррупции существовала, например, в Южной Корее). В «третьем мире» появились клептократические режимы (на Филиппинах, в Парагвае, на Гаити, в большинстве африканских стран), где коррупция тотально пронизывала все виды социально-экономических отношений, и без взятки просто ничего не делалось. Рост мирохозяйственных отношений также стимулировал развитие коррупции. При заключении контрактов с зарубежными покупателями крупные транснациональные корпорации стали даже легально включать в издержки переговоров расходы на «подарки». В 1970-е на весь мир прогремел скандал с американской фирмой «Локхид», которая для продажи своих не слишком хороших самолетов давала крупные взятки высокопоставленным политикам и чиновникам ФРГ, Японии и других стран. Примерно с этого времени коррупция стала осознаваться как одна из глобальных проблем современности, мешающая развитию всех стран мира.
Еще более актуальной проблема стала в 1990-е, когда постсоциалистические страны продемонстрировали размах коррупции, сопоставимый с ситуацией в развивающихся странах. Часто возникала парадоксальная ситуация, когда одно и то же лицо одновременно занимало важные посты и в государственном, и в коммерческом секторах экономики; в результате многие чиновники злоупотребляли своим положением, даже не принимая взяток, а непосредственно защищая свои личные коммерческие интересы.
Таким образом, общие тенденции эволюции коррупционных отношений в ХХ в. – это постепенное умножение их форм, переход от эпизодической и низовой коррупции к систематической верхушечной и международной. Помимо коррупции в системе государственной и муниципальной службы и среди лиц, привлеченных к публичному управлению, коррупция существует в частном секторе, профессиональных союзах и политических партиях, в мире шоу-бизнеса, спорте, среди военнослужащих и, что особенно опасно, в правоохранительных органах.
Распространена коррупция, к сожалению, и в медицинской среде. Так, в информационно-правовой базе данных КонсультантПлюс имеются материалы «Медицинского вестника», согласно которым в 2006 году в отношении ректора Новосибирской медицинской академии Анатолия Ефремова было возбуждено уголовное дело: в сентябре - по ст. 294 УК РФ «Воспрепятствование производству предварительного следствия», а в ноябре - по ч. 1 ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». По версии следствия, Анатолий Ефремов, «исполняя обязанности ректора с 1997 по 2006 год, организовал фальсификацию письменных работ на вступительных экзаменах ... Он решал вопросы поступления абитуриентов на бюджетной и платной основе, получая от их родителей денежные средства в качестве добровольных пожертвований». За это время было привлечено в качестве пожертвований около 2 млн. руб. В результате зачисления абитуриентов на бюджетную форму обучения бюджету Российской Федерации был причинен материальный ущерб на сумму около 30 млн. руб. Кроме того, после возбуждения уголовного дела Анатолий Ефремов и подчиненные ему работники при запросе следствием личных дел студентов представили сфальсифицированные документы о якобы уничтоженных работах абитуриентов. Однако 4,5 тысячи личных дел были спрятаны. В дальнейшем следствие установило их местонахождение. Сейчас дело Анатолия Ефремова передано в суд.
Как можно видеть, коррупция процветает и в ВУЗах, в т.ч. и в ведомственных, например, в медицинских. При этом совершение коррупционных действий носит ситематический характер.
На наш взгляд, одна из основных задач, стоящих перед современным российским обществом, это, пользуясь выражением Президента РФ Д.А.Медведева, создание «атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения» в российском обществе.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
3. Указ Президента РФ от 06.09.2008 № 1316.
4. Указ Президента РФ от 08.04.1997 № 305.
5. Указ Президента РФ от 18.12.2008 № 1799.
6. Указ Президента РФ от 18.12.2008 № 1800.
7. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815.
8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 05 ноября 2008 года.
9. Оценки за знания, а не за деньги // Медицинский вестник. - 2008. - № 27: Электронный ресурс КонсультантПлюс.
|