КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВМЕСТНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
|
|
|
|
Автор Москвина О.Н., Клаучек С.В.
|
|
09.07.2009 г. |
Волгоградский государственный медицинский университет Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Критериями оценки адаптации студентов к условиям обучения в вузе традиционно являются их индивидуальные психофизиологические характеристики. Вместе с тем обязательным условием их интеллектуальной деятельности оказывается работа в группе, когда индивидуальные физиологические реакции модифицируются так называемым «стрессом групповой деятельности». В связи с этим целью нашего исследования стало физиологическое обоснование критериев оценки эффективности совместной интеллектуальной деятельности студентов. Были обследованы 510 практически здоровых студентов медицинского вуза в возрасте 19-23 лет (1 и 2 группы здоровья). На первом этапе исследований по данным классической социометрии и анализа атмосферы в группе оценивались индивидуальные и типологические особенности групповой позиции субъекта. В результате были выделены две группы лиц с различным групповым статусом, названные условно «лидеры» и «зависимые», в которые вошли 54 и 80 обследуемых соответственно. Психофизиологическими характеристиками, дифференцирующими данные группы, оказались качество восприятия пространства и времени, помехоустойчивость, личный темп деятельности. В выделенных группах изучались особенности вегетативной реактивности на стандартную эмоциогенную нагрузку, в качестве которой выступало групповое выполнение теста «Зеркальная координометрия». При выполнении данной пробы по результатам частотного анализа кардиоинтервалограммы оценивали не только индивидуальную эмоциональную реакцию обследуемого на нагрузку, но и реакцию на присутствие членов группы с различным социометрическим статусом. Это позволило определить совокупность показателей индивидуальной физиологической цены совместной интеллектуальной деятельности в зависимости от позиции субъекта в группе, которая может использоваться в качестве дифференцирующего критерия при оценке и прогнозировании групповой адаптации.
|
|
Последнее обновление ( 12.07.2009 г. )
|