Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
Язык – это книга, на страницах которой отразилась история человеческого духа, и материального бытия. И одной из самых ярких ее страниц являются те, что запечатлели наивную картину мира в представлении античного человека. Не является исключением и терминология, которая формировалась и развивалась по общим законам языка, поэтому в медицине имеется много терминов, которые можно рассматривать как реликты прошедших эпох: мифологизмы от античности, библеизмы от средневековья, отражение понятий астрологии и хиромантии от эпохи Возрождения.
Наиболее яркой чертой наивной картины мира античного человека является такая специфическая черта его мышления, как высокая степень мифологизированности. Мифология – это особая форма осмысления мира, когда природа или общественное явление воспринимаются как действие или состояние божества. Мифология служила призмой, через которую античные люди видели мир. Это была целая система понимания мира, особая мифологическая модель мира, сложившаяся в опыте античного общества. А основано было мифологическое мышление древних на интуитивном, эмоциональном проникновении в таинство мира.
Ранние формы взаимодействия человека с окружающим миром характеризовались тем, что природа впечатляла своим могуществом, которое вызывало очень эмоциональное отношение к таким силам. А чтобы найти им объяснение, человек населил природу божествами, духами и различными живыми существами.
Важное место, которое занимала мифология в жизни античных людей, отразилось и в языке, где широкое распространение получили мифологические метафоры. Появление таких метафор среди названий растений можно расценивать, как попытку зафиксировать какие-то их свойства, больше всего и настолько поразившие воображение древних людей, что они объяснили эти признаки божественным происхождением. Возможно, также, что об этих растениях существовали особые легенды.
Например, ботаническая номенклатура отразила яркие образы великих богов, населявших Олимп, героев, участвовавших в эпохальных событиях, мифологических существ, с которыми связаны открытия в медицине (адонис, кентаврий, кипарис, гиацинт и др.). Носитель языка обратился к мифологии, чтобы названия растения носило личностный характер и выражало отношение человека к миру.
Изучение части фармацевтической терминологии, отразившей мифологические образы, представляет интерес с разных сторон. Во-первых, как отпечаток античной культуры, частью которой является мифология, во-вторых, как рассказ о самом языке и его природе, о роли человека в языковой деятельности при создании слова, об ответственности носителя языка за ее результаты.
Все языки по сути своей функционируют одинаково, поэтому логично предположить, что в любом языке должна существовать область, отразившая особенности национального сознания. А поскольку все народы прошли через период мифологизированного восприятия, в их языках должны остаться следы этой формы миропонимания.
И здесь обнаруживаются весьма любопытные вещи. Оказывается, славянская мифология сильно отличается от античной. И не только своей национальной спецификой, а масштабом и завершенностью. Наш материал подтверждает мнения ученых, высказываемые в литературе, относительно того, что в славянской мифологии в отличие от античной мы не находим развернутых красочных повествований о происхождении Вселенной и богов, о деяниях культурных героев, то есть тех, кто учреждал определенные традиции, обычаи, ремёсла, о великих войнах и т.д.
Мир славянских языческих богов был величавым – и в то же время простым, естественно слитым с бытом и бытием. В них проявилась бесхитростная душа славян. Растения занимали важное место в жизни и хозяйственной деятельности человека, поэтому они не только воплотились в легендах, но и определили отношение к растениям: они чувствуют, дышат, говорят друг с другом и с людьми, участвуют в их жизни.
Перуновым огнецветом назывался папоротник, так как по мифологическим представлениям, он распускает свой цветок в летние и осенние грозовые ночи. Колдуновой травой, ведьминым зельем называют тирлыч, потому что его употребляли ведьмы, приготовляя снадобья. Разрыв – трава обеспечивает преодоление любых преград, запоров и уз. Цветок Иван-да-Марья стал воплощением сильной любви, так как он расцветает в праздник «макушки» лета, наивысшего расцвета природных сил. Всякую нечисть одолевает одолень – трава. Этим именем называют белую и желтую кувшинку, пользовавшуюся у наших предков особым уважением (см. также колюка-трава, перелет-трава, плакун-трава, прострел-трава, улика-трава и др.).
Таким образом, изучая названия растений с позиций языковой национальной картины мира, можно сделать вывод о том, что они носят лингвострановедческий когнитивный характер.
Список литературы
1. Грушко Е.А. Словарь славянской мифологии / Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев. – Н.Новгород: «Русский купец», 1996. – 480с.
2. Каден Н.Н. Этимологический словарь латинских названий растений / Н.Н. Каден, Н.Н. Терентьева. – Москва: Изд. моск. универ., 1975. – 175с.
|
Комментарии
2011-05-1013:23:31 спасибо