Томский политехнический университет (г. Томск)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы IX конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М.
Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2008. – 135 с.
Посмотреть обложку сборника
Скачать сборник целиком
Уровень заболеваемости в нашей стране постоянно растет. Ежегодно около 200-270 человек (10-12% от общего количества первокурсников) освобождаются от физвоспитания в ВУЗе по решению медицинской комиссии после медосмотра. А именно эта категория должна укреплять свое здоровье методами физической культуры. Работать с ними должны специалисты по лечебной физкультуре [4, 5].
В течение пяти лет в нашем ВУЗе, на базе факультета физической культуры, ведется статистическое наблюдение за уровнем физического состояния, заболеваемостью среди студентов всех факультетов. Медицинское освидетельствование проводится врачами Межвузовской поликлиники, с привлечением узких специалистов (невропатолог, офтальмолог, хирург), совместно с врачами нашего факультета. Также проводится измерение антропометрических показателей, функциональная проба с нагрузкой.
Данные обрабатываются компьютерной программой, которая разработана совместно с кафедрой прикладной математики ТПУ, и представляет собой автоматизированный комплекс. Учитываются показатели роста, веса, жизненной емкости легких, гибкости, кистевой и становой динамометрии, артериального давления, частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое, после нагрузки, время восстановления после нагрузки [5].
На каждого студента распечатывается «Паспорт здоровья» с выставлением оценки («плохо», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично») и индивидуальными рекомендациями коррекции здоровья.
Как видно из рисунка 1, в 2003-2006 гг. отмечалась тенденция к увеличению оценок «удовлетворительно» и «плохо», уменьшению положительных оценок. Это связано с ухудшением показателей физического развития и увеличением заболеваемости среди молодых людей, поступающих в ВУЗ.
С 2007 года в нашем ВУЗе внедряется новая форма занятий по физическому воспитанию со студентами, освобожденными от физических нагрузок, предусмотренных программой: лечебная физкультура (ЛФК).
Уже за два месяца занятий нам удалось добиться положительных сдвигов в функциональном состоянии студентов, повысить их силовые показатели, что в конечном итоге повлияло и на общие показатели физического развития и состояния здоровья среди всех первокурсников.
Наиболее часто в группах ЛФК встречаются заболевания опорно-двигательного аппарата - 34%, сердечно-сосудистой системы - 17%, высокая степень миопии - 14%,желудочно-кишечного тракта - 8%, мочеполовой системы - 7%.
Реже встречаются заболевания нервной системы (5%), органов дыхания (5%), эндокринной системы (4%), кожи (2%).
Основными задачами физического воспитания студентов, занимающихся в группах ЛФК, являются: укрепление здоровья; повышение функционального уровня органов и систем организма студентов, ослабленных болезнью; повышение физической и умственной работоспособности; обучение правилам ортопедического режима; обучение рациональному дыханию; освоение основных двигательных навыков и умений; совершенствование координации движений, равновесия; обучение рациональному зрительному режиму; воспитание интереса и привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и внедрение их в режим дня [1, 2, 3].
Расширение возможности занятий физическими упражнениями приводит к активизации функций всех органов и систем, что в свою очередь способствует улучшению умственной и физической работоспособности [2].
Список литературы
1. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура. / В.А. Епифанов. – «ГЭОТАР-Медиа». – 2006. – 255 с.
2. Мельниченко, Е.В. Методические рекомендации по организации занятий физической культурой с детьми школьного возраста, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам / Е.В. Мельниченко, Л.Г. Ульянова. – Барнаул. – 2003. – 25 с.
3. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура. / С.Н. Попов. – М. – 2004. – 175 с.
4. Разумов, А.Н. Оздоровительная физкультура в восстановительной медицине. / А.Н. Разумов, О.В. Ромашин. – М. – 2007. – 52 с.
5. Ромашин, О.В. Оценочные критерии эффективности оздоровления человека в процессе реабилитации. / О.В. Ромашин. – М. – 2005. – 48 с.
|