ГОУ ВПО Сургутский государственный университет ХМАО, (г. Сургут)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы VIII конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2007. – 273 с.
Скачать сборник целиком
Проблема индивидуального здоровья человека, его составляющих и факторов, воздействующих на здоровье, в последнее время приобрела ключевое значение. Успешность начального периода адаптации к обучению во многом будет зависеть от исходной степени развития и устойчивости его функционального состояния, адекватности эмоциональной сферы студентов ситуации учебной деятельности [ 1, 2]. В настоящее время большое значение придается исследованию тревожности, так как высокий уровень последней может выступать в качестве причины и следствия стресса, являться деструктивной личностной чертой и неблагоприятно сказываться на жизнедеятельности человека, умственной работоспособности, эффективности адаптации к обучению. Своевременная оценка уровней тревожности позволит вовремя принять необходимые меры по профилактике, а при необходимости и коррекции их неблагоприятных сдвигов. Целью настоящего исследования явилось определение у студентов различных уровней тревожности перед началом обучения в вузе в неблагоприятных условиях Среднего Приобья.
Материалы и методы. Под нашим наблюдением находилось 92 студента (60 девушек и 32 юноши) 17 лет, начинающих обучение на первом курсе медицинского факультета Сургутского государственного университета. Уровень личностной и ситуативной тревожности определяли по шкале самооценки Ч.Д. Спилбергера, адаптированной Ю.Л. Ханиным [3]. Статистическая обработка полученных данных выполнялась с помощью пакета компьютерных программ Statistica 6.0 для Windows.
Результаты и их обсуждение. Результаты проведенного исследования показали, что среди обследованных студентов встречались представители с разными уровнями личностной (ЛТ) и ситуативной (СТ) тревожности, что исходно, по нашему мнению, может определять их реакции на начало обучения в вузе. Исходя из принятой трактовки распределения людей по уровням тревожности [3, 4], 7% студентов, из общего числа обследуемых, имели низкую ЛТ (менее 30 баллов), 35% - средние показатели (31-44 балла) и 59% высокие показатели ЛТ (более 45 баллов). У большинства (71%) обследованных уровень СТ характеризовался как низкий (менее 30 баллов), а у 29% студентов, как умеренный (31-44 балла). Обращало внимание отсутствие среди обследованных высокого уровня СТ. Как известно, СТ по Спилбер-геру в большей степени отражает эмоциональные реакции обследуемых, которые представляют непосредственные ответы на какое-либо воздействие или ситуацию. В то же время ЛТ - преобладающее эмоциональное состояние, отражающее более или менее устойчивый характер откликов на те или иные жизненные факты [3, 4]. В этой связи, для определения особенностей в способах реагирования на начало обучения в вузе представлялось необходимым учитывать индивидуальные соотношения уровней ЛТ и СТ у студентов. В силу этого, все обследуемые были разделены на 4 группы в зависимости от исходно определяемых у них показателей тревожности. Первая группа - студенты, имевшие высокий уровень ЛТ и низкий СТ (34% юношей и 26% девушек). Во вторую группу вошли 44% юношей и 22% девушек, для которых были характерны высокие показатели ЛТ и средний уровень СТ. Юноши и девушки (соответственно, 22% и 42%) имевшие средний уровень ЛТ и низкий СТ, были отнесены в третью группу. Низкий уровень ЛТ и низкий СТ отмечался лишь у 10% девушек, они составили четвертую группу. Обращало на себя внимание, что показатели ЛТ у девушек по сравнению с юношами во всех группах были ниже. Различий в показателях СТ не наблюдалось.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии у большинства (93%) обследуемых перед началом обучения в вузе в гипокомфортных условиях Среднего Приобья, неблагоприятного эмоционального состояния. Последнее проявлялось в повышении уровня ЛТ. Уровень СТ при этом оставался низким или умеренным. Высокий уровень ЛТ наблюдался у 59% из общего числа обследуемых. При этом обращало внимание, что подобный уровень у юношей, более выражен и встречался в 1,6 раза чаще, чем у девушек. В тоже время умеренный уровень ЛТ отмечали 42% девушек и только 22% юношей. Лишь незначительное количество из общего числа обследуемых студентов (7%) имели низкие уровни ЛТ и СТ. Таким образом, полученные данные говорят о том, что уже в начальный период обучения в вузе необходимы диагностика и предупреждение перенапряжения психоэмоционального состояния у студентов, что, несомненно, поможет оптимизировать процесс адаптации к обучению в неблагоприятных условиях среды.
Список литературы:
1. Агаджанян Н.А., Миннибаев Т.Ш., Северин А.Е. и др. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса // Гигиена и санитария. - 2005. - № 3. - С. 48-52.
2. Здоровье студентов / Под ред. Н. А. Агаджаняна. - М., 1997. - 199 с.
3. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина. - М., 1999. - Т. 1. - 312 с.
4. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс: диагностика, течение и коррекция. - Воронеж, 2000. - 168 с.
|