|
ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава, (г. Томск)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы IX
конгресса молодых ученых и специалистов (Томск, 28-29 мая 2010 г) / Под ред. Л.М.
Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2010. – 113 с.
Посмотреть обложку сборника
Скачать сборник целиком
Одной из важных задач курса пропедевтики (от греч. рropaidey – обучаю предварительно) внутренних болезней является формирование клинического мышления. Мышление человека во всех областях едино, однако в разных отраслях деятельности имеет свою специфику. Клиническое мышление - это содержательно специфизированный процесс диалектического мышления, придающий целостность и законченность медицинскому знанию [1]. Специфика его заключается в том, что:
1) предмет исследования – организм человека,
2) в процессе диагностики обсуждаются неспецифические симптомы,
3) в клинической практике нельзя использовать все методы исследования,
4) далеко не все в медицине поддается теоретическому осмыслению.
Формирование клинического мышления зависит от личности студента, метода преподавания и его мотивации. С целью активизации творческой активности обучающихся на кафедре используются многочисленные элементы УИРС (учебно-исследовательская работа студентов), главным из которых, является написание первой учебной истории болезни.
История болезни состоит из двух разделов: фактография и обоснование диагноза. Особой ценностью второго раздела – обоснование диагноза является возможность самостоятельной творческой работы студентов. При написании данного раздела истории болезни у студентов должен быть четкий план работы. На кафедре по данному разделу созданы методические пособия, в которых студентам было рекомендовано разделить обоснование диагноза на этапы.
Первый этап – группировка всех найденных симптомов в синдромы. Творческий аспект этого этапа безусловный: а) здесь нужно учесть механизм каждого симптома, б) один и тот же симптом нельзя использовать при формировании разных синдромов. Второй этап заключается в поиске основного синдрома, который определяет тяжесть состояния пациента или определяет нозологическую форму, при удовлетворительном состоянии больного. Третий этап – изложение причинно-следственной связи между синдромами. Заключительным этапом является постановка диагноза [2, 3].
Цель исследования. Нами была проведена работа с целью определения творческой активности студентов при написании обоснования диагноза. Для этого перед студентами устно была поставлена задача: в разделе обоснования диагноза написать свои размышления, почему поставлен данный диагноз. Студенты работали индивидуально. При анализе результатов использовалась схема оценки творческой активности студентов.
Материал и методы исследования. Нами было проанализировано в работе 50 историй болезни, написанных на III курсе студентами лечебного факультета. Оценивали: 1) понимание механизма найденных симптомов, 2) правильность объединения симптомов в синдромы, 3) правильный выбор основного синдрома и 4) определение причинно-следственной связи между синдромами.
Результаты и их обсуждение. При анализе истории болезни, а именно второй еѐ части – обоснование диагноза можно сделать следующие выводы, что 18 студентов (36%) описали механизм найденных симптомов, 16 студентов (32%) правильно объединили симптомы в синдромы и верно выбрали основной синдром. 15 студентов (30%) правильно определили причинно-следственные связи между синдромами. И только 11 студентов (22%) выполнили требования необходимые для правильного
обоснования диагноза.
Заключение. Таким образом, только 1/3 студентов справились с поставленными задачами. У остальных студентов, вероятно, отсутствовала установка на творческий характер работы с зачетной историей болезни.
Список литературы:
1. Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. /Г.И. Царегородцев, В.Г. Ерохин. – М., 1986. – 288 с.
2. Тетенев Ф.Ф. Как научиться профессиональному комментарию клинической картины. – Томск, 2005. – 175 с.
|