Балаковский институт техники, технологии и управления
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (17 мб)
Социальная работа как особый вид профессиональной деятельности обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших профессиональную подготовку в высших учебных заведениях. Направление «социальная работа» было утверждено приказом Государственного Комитета РФ по высшему образованию в мае 1992 г.
Деятельность социального работника имеет социальную направленность и несет в себе социальные последствия, в связи с чем встает вопрос о долге и ответственности специалиста перед обществом и государством за свою деятельность .
Выполнение социальным работником его профессиональных обязанностей, достижение им поставленных целей совпадает с интересами общества. Одной из главных целей деятельности социального работника является оптимизация его жизнедеятельности как таковой. Прилагая усилия для улучшения положения одной из самых многочисленных категорий населения – социально уязвимых, незащищенных граждан – социальный работник добивается улучшения социальной и нравственной ситуации в обществе в целом.
Влияние социального работника на жизнедеятельность общества проявляется не только через него самого и его действия, но и опосредованно, через действия от его клиентов, а также результаты этих действий и их влияние на собственную жизнедеятельность, жизнь и развитие социума и социальную значимость такой деятельности. Поэтому имеет большое общественное значение то качественное содержание, которое социальный работник привносит в отношения с клиентами и передает им в процессе взаимодействия. Основной задачей социального работника в этой связи становится обеспечение максимально активного, посильного участия его клиентов в деятельности на благо общества.
Деятельность бакалавра предусматривает анализ целостных социальных структур, уровней и форм жизнедеятельности человека в различных социокультурных, региональных и национальных условиях, а также работу с различными социальными, возрастными, половыми, религиозными и этническими группами, с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите.
В подготовке социальных работников существует «ядро» фундаментальных дисциплин, изучение которых направлено на формирование методологических, теоретических и технологических позиций будущих специалистов. Основными особенностями учебного процесса являются, во-первых, его междисциплинарный научно-образовательный фундамент, который включает социологические, психологические, философские, экономические, юридические дисциплины; во-вторых, органическое сочетание научной и образовательной деятельности, ориентированной на новые технологии образования; в-третьих, причастность к практике социальной жизни региона, включенность в разработку и осуществление различных социально значимых проектов.
Одно из ведущих мест в их комплексе отводится психологии. Это связано с тем, что социальному работнику необходим определенный уровень психологической подготовки для результативного выполнения профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб. Психология как учебная дисциплина предоставляет специалистам социальной работы эффективные интегративные средства и приемы решения самых сложных психологических проблем. Диапазон применения психологии в обучении социальной работе исключительно широк. Для социального работника наиболее важными являются знания об индивидуально-психологических, половозрастных, этнических особенностях людей разного возраста, пола, национальности, необходимые ему для решения специфических социальных проблем.
Для теории и практики социальной работы определенную ценность представляет информация об особенностях восприятия, переработки и интерпретации окружающего мира индивидом; знания социальным работником законов функционирования психических состояний. Для практики социальной работы особенно важное значение приобретают следующие направления: психодиагностика, психологическое консультирование. Главная цель взаимодействия социальных работников и специалистов в области психологического консультирования с клиентом должна быть направлена на повышение самооценки личности, создание условий для максимального появления сил, индивидуальной, личностной субъектности .
Наряду с этим для социального работника наиболее важными являются специальные знания, которые необходимы ему для организации собственного мышления и умения разобраться в ситуации осмысления обычных и специфических задач, встающих перед людьми по мере появления у них социальных проблем.
Каждая конкретная отрасль психологической науки в отличие от других имеет свою специфическую область применения в социальной работе, в то же время, в своей совокупности составляет теоретическую основу подготовки специалистов к различным видам социальной работы и формам ее реализации.
Таким образом, психологическая подготовка социальных работников должна включать в себя изучение современных психологических теорий и методов, выработку умений и навыков выделения психологических составляющих различных социальных явлений, овладение простейшим психологическим инструментарием взаимодействия с людьми. В социальной работе все большее значение приобретает знание возможностей человека (клиента), проявлений различных его психических особенностей в самых различных областях человеческой деятельности и условиях жизни.
|